Опасность пивного алкоголизма

Дата создания: 2015/02/18

В пылу борьбы с наркоманией тема алкогольной зависимости как-то отошла на второй план. А широкая реклама пива, тем не менее, делает свое дело. Пивной алкоголизм - проблема, о которой все чаще говорят наркологи. Все больше представителей молодого поколения попадают под пагубную зависимость.

Кампания по борьбе с наркотиками привлекает много внимания, что работает во благо производителей пива. Растет число пив. заводов, расширяется реклама пивных напитков, а вместе с этим растет количество потребителей пива. Благо, в России достаточно поводов и праздников для того, чтобы выпить. А для употребления пива и повод часто не нужен. Пиво употребляют, чтобы расслабиться, скрасить вечер, даже утолить жажду. Пристрастие к алкоголю при таком подходе вырабатывается не сразу, но уже через 10-12 лет наркологи могут принимать нового пациента.

Приятно после трудного рабочего дня или в жаркий полдень выпить прохладную бутылочку пива. Хорошо посидеть в компании друга за бокалом пива. Но сам человек, его родные и близкие должны четко осознать угрозу, которую таит в себе пенный напиток, и предотвратить ее.

Ячмень, из которого готовится пиво, - продукт полезный. В нем содержатся белки, жиры, углеводы и витамины. Но микробы брожения в пивном сусле убивают все эти полезные свойства, используя их для собственного роста и размножения.

В 20-е годы, зная о том, что пиво способствует отдыху и успокоению, врачи рекомендовали его как успокаивающее средство. А человек, принимая его, приучает себя не только к обычному опьяняющему действию алкоголя, но и к успокоительному. С течением времени принятие пива становится уже необходимым ежедневным процессом. Постепенно нарастают дозы, и время принятия пива переносится на более ранний срок. Никого уже не удивляет картина, когда молодые люди употребляют пиво утром, по пути на работу или учебу. А потом появляются алкогольные эксцессы, возникают провалы в памяти. Пивная привычка влияет на биохимические процессы организма и способствует формированию алкоголизма.

Популярность потребления пива была разной в разные времена. В 70-80-е годы пиво переводе на 1 г алкоголя было самым дешевым спиртным. 1,2-1,4 г пивного алкоголя можно было приобрести на одну копейку, и только 0,5 г водочного на те же деньги. В связи с этим пиво пользовалось чрезвычайно популярностью, а алкогольный цирроз печени был характерной болезнью тех лет. Потребители пива и "бормотухи" страдали им чрезвычайно часто.

В начале 90-х пиво стало дорогим напитком, и потребление его снизилось. Но широкая реклама пива как образа жизни сделала свое дело. Выросло предложение на пивном рынке, упала цена, повысился спрос. Пиво стали пить все и везде: на улицах, в барах, в метро, дома и в транспорте. Даше девушки, попивающие пиво на ходу, стали распространенным явлением. Пиво считается модным напитком в среде студенчества. Кроме того, производство приносит хороший доход государству и производителям, поэтому его постоянно наращивают. А в это время в организме начинают протекать определенные процессы, что способствует формированию пивного алкоголизма.

Особенности пивного алкоголизма

Последние годы, буквально в геометрической прогрессии, увеличивается количество рекламных роликов, красиво предлагающих самые разнообразные сорта пива. И результат не заставил себя ждать. Все чаще за помощью обращаются больные с алкоголизмом, который, как заболевание, сформировался на фоне употребления одного лишь пива. Причем пивной алкоголизм имеет ряд присущих ему особенностей, часто приводящих к злокачественному развитию заболевания.

Для данного варианта очень характерна, так называемая, анозогнозия, то есть отрицание заболевания и отсутствие критики к своему состоянию.

Вторая отрицательная черта - быстрое развитие выраженной психической зависимости.

Кроме того, пиво имеет свой специфический и для многих привлекательный вкус, который делает влечение к данному напитку, еще более сильным.

Как правило, пивной алкоголизм создает определенный стереотип жизни, наполненный ритуалами и привычными действиями. В этом отношении, употребление пива можно сравнить с курением: пивному алкоголику также тяжело отказаться от привычной бутылки, как и курильщику, отказаться от сигареты.

И, наконец, очень важна доступность и легкость употребления. Нет необходимости в накрытых столах, не нужен, хотя бы, формальный повод для выпивки, пить можно одному, можно в компании, можно дома, можно на улице, можно сидя, а можно на ходу и т.д.

Зависимость, которая развивается при употреблении пива, принципиально ничем не отличается от других вариантов алкогольной болезни и точно так же приводит к очень печальным последствиям.

Более того! Все чаще и чаще пациентами клиники становятся молодые люди: курсанты, студенты, учащиеся колледжей, лицеев и даже школьники! Не созревший организм поражается гораздо быстрее, чем организм взрослого. В результате зависимость и серьезные осложнения развиваются семимильными шагами, а прогноз в этой ситуации часто такой же неблагоприятный, как, например, при героиновой наркомании.

В центре "Бехтерев" разработан уникальный метод лечения пивного алкоголизма, который включает проведение интракраниальной транслокации, рефлексотерапии и индивидуальной психологической коррекции. Такой подход к лечению алкоголизма вообще, и пивного алкоголизма, - в частности, позволяет добиться положительных результатов даже в тех случаях, когда все предыдущее лечение было неэффективно.

Детский алкоголизм и алкогольные психозы

Россия никогда не относилась к числу так называемых "пивных держав". Наши граждане потребляют гораздо меньше пива, чем, например, немцы или чехи. Зато заболевания алкоголизмом, алкогольных психозов и смертности от алкогольных отравлений у нас значительно больше. В последнее время активно развивается так называемый пивной алкоголизм. Медики полагают, что это происходит во многом благодаря рекламе.

Сегодня в России на человека приходится около 14 литров чистого алкоголя в год, что, по данным Минздрава, считается признаком тяжелой алкогольной обстановки. Из них только 14% составляет потребление пива, а доля крепко-алкогольных напитков в этой статистике - более 70% от общего объема. Но потребление пива постепенно растет.

Сейчас один человек в России выпивает около 43 литров пива в год.

Если сравнивать этот показатель со средним западноевропейским, то легко убедиться, как сильно мы отстаем от Европы. В Чехии - это 161 литр, в Германии - 146 литров на человека в год. Безусловно, в городах, где уровень покупательной способности населения выше, чем в среднем по России (Москва, Санкт-Петербург), пива пьют больше, чем в других регионах страны. В Москве и Санкт-Петербурге эта доля составляет порядка 53-55 литров на человека. По прогнозам, к 2007 году россиянин будет выпивать в среднем 61 литр пива ежегодно.

В 2002 году в России было реализовано в розничной торговле 634,6 млн. дал пива - на 66,3% больше, чем в 1999 году. Вместе с продажами растет и заболеваемость. По данным Минздрава РФ, под диспансерным наблюдением в специализированных учреждениях сейчас состоят 2192,3 тыс. больных алкоголизмом и алкогольными психозами.

Под профилактическим наблюдением находятся еще 403,2 тыс. россиян.

При этом самый большой рост распространенности зависимости от пагубной привычки наблюдается сейчас среди подростков. Показатель "пагубного употребления алкоголя" здесь в три раза выше общего уровня. За последние три года количество больных алкоголизмом среди тинэйджеров выросло на 15,3%, алкогольными психозами - на 76,9%.

Специалисты Санэпиднадзора считают, что виновато в этом именно пиво. По их данным, пивная зависимость занимает до 75-80% в общем количестве подростков-алкоголиков.

Чтобы оградить школьников от пагубной зависимости от жидкого хлеба, законодатели предлагают в первую очередь ограничить рекламу напитка - снимать ролики таким образом, чтобы они не создавали впечатления, что "употребление пива имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния". Кроме того, в рекламе пива запрещается дискредитировать воздержание от его употребления, утверждать, что оно утоляет жажду, использовать прямые утверждения о безвредности пива, а также любую информацию о его полезности для организма.