Идеология питания на Западе и Востоке

Дата создания: 2013/11/18

На Западе пищевая ценность продуктов определяется содержанием в них белков, углеводов, жиров, витаминов и минеральных веществ. Считается, что продукты, содержащие их в равных количествах, обладают одинаковой биологической ценностью. Согласно этому принципу блюдо спагетти с томатным соусом эквивалентно по содержанию белка и калорийности омлету из двух яиц, а бутерброд с ореховой массой и желе — шоколадному эклеру со стаканом молока. Кроме того, считается, что с физиологической точки зрения люди одинаковы, а следовательно, выбор того или иного рациона питания зависит от предпочтения в пределах количественных рекомендаций. Оценивая свой рацион, американцы, заботящиеся о здоровье, стремятся потреблять свежую, нерафинированную пищу, не содержащую искусственных добавок, избытка холестерина, излишних калорий, сахара и соли.

В китайской медицине выбор рациона зависит от того, кто мы. И то, что мы едим, считается выражением нашей сущности. И пища, и люди рассматриваются в контексте Инь-Янь и Пяти Фаз. Пища выбирается на основе ее соответствия индивидуальным моделям и модифицируется применительно к климату, времени года или остроте заболевания. Холодным и сухим людям требуется теплая, увлажняющая пища; а жарким и сырым — прохладная, осушающая; тем, кто страдает от закупорок, нужна отворяющая пища, а истощенным — восполняющая. О пригодности еды нельзя судить без знания контекста: не всем будут одинаково полезны продукты, содержащие равное количество питательных веществ. Иначе говоря, пословица «то, что одному мед, другому — яд» означает, что не может существовать универсального стандарта «хорошей еды».

Рацион, состоящий в основном из сырых овощей и фруктов, охлаждает (Инь), не потому, что эти продукты заморожены, а потому, что они способствуют потере телесного жара и выделению жидкости. У человека, для которого характерны Холод, Сырость и истощение, такой рацион усилит внутренний климат, усугубив симптомы озноба, одутловатости, слизи, переполнения и усталости. Аналогично рацион, состоящий из жареной, жирной и пряной пищи согревает (Янь), поскольку эта пища впитала в себя жар при приготовлении и генерирует телесный жар, а также стимулирует циркуляцию. У человека, которому присущи Жара, Сухость и закупорка, эти продукты усилят существующие проблемы, такие, как нервозность, испарина, напряжение, боль, запор и жажда. Те же самые салаты и сочные фрукты, которые вредны и без того холодному и влажному человеку, в высшей степени целительны для жаркого и сухого, а стимуляция теплом в виде пряной, жареной и питательной еды, вызывающая закупорку у одного человека, укрепляет другого.

Следующий фактор, определяющий выбор пищи, — это состояние данного человека в данное время. При выздоровлении от гриппа диета должна служить противовесом заболеванию: для высокой температуры с сухими горлом и ртом подходит увлажняющая, охлаждающая еда, а для температуры, сопровождающейся болями и ознобом, более пригодна согревающая и стимулирующая пища. Может играть роль и климат: охлаждающий рацион из сырых, сочных продуктов более подходит летом, в жару и сушь, тогда как зимой, когда господствуют сырость, ветер и холод, согревающая, питающая диета сохраняет наш внутренний огонь и защищает нас.

Большинству американцев подобные соображения чужды. Наш рацион более согласуется с диктатом и потребностями рынка: мы едим вкусную еду, которая быстро и легко готовится, и покупаем то, что рекламируется. Мы утратили связь с тем, что нам приятно или полезно. У нас нарушены отношения с едой: мы морим себя голодом, чтобы сбросить лишние килограммы, и подменяем перееданием подлинные удовольствие и удовлетворение. Для поддержания нашей постоянной интенсивной работоспособности мы безжалостно подвергаем свое тело чрезмерной стимуляции, используя повышенные количества белков, жира и сахара, которые стали в нашем понимании связываться с благополучием и процветанием.

В ответ на это холистическое движение за здоровье стало излишне акцентировать очищение посредством соблюдения постов и диет, основанных на соке и сырых продуктах. Здесь мы также оторвались от понимания долгосрочного эффекта подобных мер, полагаясь более на свои верования, нежели на то, что действительно нам полезно. Подобные кампании очистки организма зачастую способствуют длительным и интенсивным выделениям посредством пота, освобождения кишечника и увеличенного мочеиспускания. Эта программа основана на предпосылке, что «чистая машина» — хорошо функционирует, а «чистота — спутница блага», и признании «токсичности» первопричиной плохого здоровья.

В понимании китайской медицины «токсичность» и популярные понятия холистического лексикона (слизь, холестерин, дрожжи, инфекция или химическое загрязнение) определяются как избыточность нежелательных влияний, таких, как слизь, Жара и Ветер. Китайская пищевая терапия ставит во главу угла восстановление полноценного пищеварения, увеличение Ки, Влаги, Крови и усиление функций Органов. При слабости отдается особое предпочтение использованию восполняющих трав и пищи, которые призваны восстановить и укрепить Ки, и лишь после этого, если наш организм сам не очистился, проводится очищающая, элиминативная терапия.

В альтернативных оздоровительных движениях и в основном русле западной медицины рекомендации, касающиеся диеты, выдаются в стандартном, общем виде, без учета индивидуальных особенностей. Различные системы предлагают «совершенные диеты», подходящие для всех, независимо от их состояния. Учение «Прайтикин» обещает защиту от заболеваний сердца, рака и старения; сыроедение настаивает на спасении от «мертвой», «токсичной» и неестественной жизни, а макробиотика делает акцент на превращении человека из агрессивного, перевозбужденного и жадного типа в миролюбивого, альтруистичного праведника. И все они не соглашаются друг с другом относительно способов достижения благих целей: «Прайтикин» рекомендует чистую и свежую пищу с высоким содержанием клетчатки и низким содержанием жира, соли и сахара; приверженцы гигиенического сыроедения настаивают на употреблении лишь сырых фруктов и овощей; последователи макробиотики едят прежде всего отварные зерно и овощи, сдобренные солеными и маринованными приправами, или потребляют много фруктов и концентрированных сладостей. В каждой из этих диет много хорошего; каждая из них помогла каким-то людям в определенное время. Но все эти программы ограничены узким и закостенелым образом мышления. Хотя идеология и методы различны, принцип — один: все должны питаться по единым правилам.

Когда современная медицина рассматривает диету в случае тех или иных заболеваний, например диабета или гипертонии, сахар или соль исключаются, но в остальном считается, что еда приносит пользу лечению. В китайской медицине в соответствии с мышлением категориями Инь-Янь разграничение людей, страдающих диабетом, на сильных или слабых, тяжелых или тонких, жарких, холодных или сырых имеет первостепенное значение. Рацион, богатый сложными углеводами и исключающий простые сахара, с низким содержанием белка и жира снимает закупорку у диабетиков с лишним весом и избыточными Жарой и Сыростью, тогда как рацион, богатый белком и высококачественными жирами, может быть необходим слабому, истощенному сухому диабетику. Считается, что диабет происходит от недостаточности Влаги и Субстрата (Инь) либо в Легких, либо в Селезенке, либо в Печени, либо во всех трех органах. Травы и пища, питающие Инь, а также очищающие от Жары, изгоняющие Сырость и восполняющие Ки, составляют неотъемлемую часть лечения диабетика.

Гипертоникам рекомендуется отказаться от потребления соли и насыщенных жиров, чтобы сократить задержку воды и предотвратить атеросклероз. Но опять же: высокое давление может быть у человека слабого или сильного, сопровождаться закупоркой или истощением, Жарой или Холодом, а также нарушениями Сетей Сердца, Селезенки, Печени или Почек.

Поскольку в макробиотике для классификации людей и пищи применяется терминология Инь-Янь, с виду система кажется похожей на китайскую медицину. Она использует те же слова, но не разделяет логики мышления, отрицая парадигму относительности и взаимодействия. В китайской медицине пищу нельзя классифицировать на Инь или Янь вне отношений с данным человеком или определенными обстоятельствами. Подобно людям, еда имеет определенные характер и совокупность склонностей, проявляемые в зависимости от контекста.

Сырая морковь имеет склонность быть несколько кислой, увлажняющей, охлаждающей и рассеивающей и из-за этого хороша для отво- рения закупорки Ки и Жары в Печени и Желудке. Отварная морковь становится относительно сладкой, согревающей и укрепляющей и полезна для восполнения Ки в Селезенке, Легких и Почках. Сырая или отварная морковь по сравнению с арбузом является Янь, а по сравнению с яйцом — Инь. Отварная морковь включается в рецепты и восполняющей, и согревающей, и охлаждающей пищи, поскольку она нейтральна по своему содержанию. Тем, кто страдает очень сильными Холодом и истощением, даже вареная морковь должна прописываться в сочетании с кардамоном или сушеным имбирем, жаренными на масле при помешивании или печеными, для усиления согревающих свойств. Пища модифицируется за счет сочетаний и способов приготовления. Обычная еда, привычная для вашей кухни, может служить терапевтическим целям, особенно если включает в себя съедобные добавки, повышающие силу и специфичность воздействия.