Индивидуальная психология в китайской медицине

Дата создания: 2013/11/18

Психологии, какой мы ее себе представляем, не существовало в классической китайской медицинской мысли, и по сей день в современной китайской культуре ей отводится весьма незначительное место. Доминирующее положение в философии китайской медицины, ее этике и практике принадлежит конфуцианству, с его повышенным вниманием к порядку в социальном устройстве. И поныне в Китае развитие и благополучие личности остается вторичным по отношению к благу общества в целом. В данном контексте психология отдельной личности не превзошла в своей зрелости уровень понимания соответствий соматического и психического аспектов, обозначившийся при династии Хан (200 г. до н.э. — 200 г. н.э.).

Эта культурная история была переведена на язык медицинских ценностей: здоровым считается продуктивный человек, то есть тот, чья приспособленность позволяет не нарушать общий порядок. Здоровый дух признается естественным продуктом здорового тела и правильных отношений в семье и обществе. Согласно этой логике, гармоничные отношения людей с членами своей семьи и общества подразумевают их личное счастье. Это биологическое стремление к самоопределению помещается в весьма жесткую и статичную социальную модель удовлетворенной личности, которая существует для того, чтобы служить своим семье, роду и государствуй На Западе действует обратное допущение. Индивидуализм и личное развитие возносятся до уровня высших ценностей. В общественном укладе общее благо почитается естественным результатом личной свободы и реализации личности. Согласно этой логике, если люди дово льны собой, они будут продуктивными, готовыми к сотрудничеству членами общества. В данном контексте психология личности приоб- ретает огромное значение. Мы горячо стремимся к личному развитию, одновременно испытывая ограничения, диктуемые соображениями стабильности общества. В нашей культуре общество служит интересам личности.

Хотя в китайской истории большее внимание уделялось социаль- ной роли, нежели вопросам личной жизни и самореализации, в це- лом китайская философия исходит из того, что основу человеческой эволюции, свободы и силы составляют гармония с природой и пос- тижение в процессе жизни того, что подлежит познанию. Несмотря на то, что в китайской медицине концептуально отрицается разгра- ничение соматического и психического аспектов, она вдохновила нас на такое использование ее понятий, которое не практикуется самими китайцами.