Использование теории Пяти Фаз для понимания себя

Дата создания: 2013/11/18

Пять Фаз — это не пять «предметов», а скорее, описания первичных сил во вселенной: большего и меньшего, сжимающих и расширяющих, взаимодействующих и порождающих друг друга. По одну сторону этого относительного континуума находятся более плотные и осязаемые формы (Инь), а по другую — менее осязаемые, более расплывчатые и аморфные (Янь). Эти Пять Фаз прослеживают процесс от его начала через Фазы: объединение и обретение силы принадлежит Воде, расши- рение и укрепление — Дереву, завершение и осуществление — Огню, сжатие и выделение — Металлу, а стабильность и покой — Земле. Космос воплощает все Фазы, равно как всех людей и все процессы. Каждая личность вращается подобно планете, имея внутри скрытую сердцевину, а снаружи — поверхность, представленную полюсами Воды и Огня, Почек и Сердца. Вращательное движение осуществляет- ся в контексте противостояния центростремительных (сжимающих) и центробежных (расширяющих) сил Металла и Дерева, Легких и Пе- чени. Ось вращения и центр притяжения и массы представляет Земля, Селезенка, которая удерживает остальные силы в гармоничном на- пряжении.

Эта энергетическая модель описывает взаимодействие, пульсирова- ние жизненной силы, ее вдохи и выдохи, рождение и разложение. Подобно магнитной стрелке компаса, которая всегда показывает на север и юг, Вода отмечает собой силу, которая сохраняет, накапливает и генерирует заряд, возобновляет запас после его вывобождения; Огонь всегда символизирует конечную точку расширения, завершения. Ли- нии соответствия между энергиями Пяти Фаз и индивидуальными структурой и процессом определяют «типы характеров»5.

Карл Юнг ввел понятие архетипа для описания повторяющихся символов, имеющих всеобщее значение, синтезируя интуицию и психоанализ с восточным мистицизмом. Соединив по примеру Карла Юнга западную психологию с китайской философией соответствий6, мы выделили и описали пять архетипов, которые соответствуют антропоморфическим свойствам каждой Фазы. Преобладание одной Фазы формирует человека и определяет его, а также создает наиболее значимый контекст для его развития и «развертывания». Экзистенциальные вопросы и центральные проблемы нашей жизни воплощаются в символические архетипические фигуры, связанные с каждой из Фаз.

Сказать, что человек строит свою жизнь как Первопроходец, Философ, Миротворец, Алхимик или Кудесник, — значит вызвать образ, обладающий наиболее благоприятным контекстом, в котором данная личность достигнет наилучшего самовыражения. Например, Первопроходец олицетворяет Дерево, он пробивается в неизведанное, движимый отвагой, авантюрным духом, чтобы открывать новые земли, справляться с трудностями, преодолевать препятствия и побеждать неизвестность. Первопроходец ориентирован на деятельность, тогда как Философ, который олицетворяет Воду, занят поисками истины и постижением скрытых тайн, используя для этого свое богатое воображение. Миротворец, основательный, сосредоточенный, непринужденный, олицетворяет Землю. Его тянет служить посредником в достижении гармонии и единства. Кудесник, олицетворяющий Огонь, обладает магнетизмом, вызывает волнение и разжигает веру в то, что мечты осуществятся, а желания — исполнятся. Алхимик, олицетворяющий Металл, наблюдает, изучает и анализирует явления, чтобы вывести основополагающие законы и принципы, лежащие в основе миропорядка.

Скалы, лежащие на дне реки, могут сдвинуться с места, вызывая изменение ее русла, преображая очертания берегов, но, изгибаясь и поворачивая, река неизменно следует притяжению, направляющему ее течение с гор в море. В этом смысле река, подобно нашей личности, не изменяет своего генерального направления и течения. Наша жизнь может изменяться и делать повороты, но приоритет одной из Фаз, выступающей в качестве организующей силы, сохраняется; изменяемся мы, но не наш тип. Определенная Фаза оказывает воздействие на контекст, в котором мы развиваемся, и задает направление нашим инстинктам и их реализации.

Знание, какая Фаза в нас преобладает: Дерево, Огонь, Земля, Металл или Вода, проливает свет на выбираемые нами цели, на приемлемый уровень риска, на проявляемую нами состоятельность, на нашу позицию по отношению к другим людям или предметам, на то, чего мы ждем от жизни, что представляет для нас наибольшую опасность и источник самого большого удовлетворения. Принадлежность к той или иной модели объясняет совокупности симптомов, которым нет другого объяснения, например, почему у одного человека стресс проявляется в форме синусита, у другого — в раздражительности, а у ребенка — в форме сонливости и болей в желудке. Эта же принадлежность модели показывает, в каких обстоятельствах мы попадаем в конфликт, почему предпочитаем определенные решения, где источники нашей сопротивляемости и скрытой энергии, а где — пустота и перспектива провала, какие из наших талантов и возможностей оказываются наиболее развитыми, а какие остаются не реализованными и почему, в каких условиях мы процветаем, а в каких — страдаем, испытывая уныние и разочарование.

Например, Дерево успешно действует под нажимом конкуренции, которая приводит в смятение Землю и парализует Воду. Вода предпочитает обдумать все обстоятельства, а Земля чувствует себя наиболее уютно, когда все вокруг бодро работают. Итак, Дерево стремится к трудному быстрому продвижению вперед, которое опасно для Воды и Земли. Металл ценит тот уклад, который Дерево, со свойственной ему импульсивностью, и Огонь, с его возбудимостью, отметут в сторону. Земля в своих попытках установить теплые, дружеские отношения с замкнутыми и отрешенными типами Металла и Воды может натолкнуться на обиду и прийти в уныние. Но в то же время Земля представляет живительную, внушительную силу, необходимую этим типам для приобщения к событиям, которые иначе минуют их стороной.

Мы тяготеем к среде, подходящей нашему характеру, равно как нам легче всего развиваться в сфере, к которой принадлежит наш естественный талант. Сентенция: «Если ваш единственный инструмент — молоток, для вас все — гвозди» описывает типичные комплексы характера. Дереву бывает свойственно воспринимать любое явление как требующее отчаянных действий. Огонь склонен находить удовлетворение в конечной цели любой ситуации. Металл цепляется за правила и предписания, даже когда они становятся препятствием. Вода может предпочесть размышления, хотя, вероятно, и потеряет возможность осуществить или исполнить свои планы. А Земля может быть более всего озабочена установлением равновесия и гармонии, в результате чего нейтрализуется динамическое напряжение, необходимое для всякого движения и изменения.

Пять Фаз, соответствующие пяти временам года, можно воплотить в образы пЯти человек. Обобщенные персонажи для каждой из Фаз: Салли, Гектор, Дороти, Льюис и Кейт — действуют каждый в пределах, заданных своим архетипом. Для обозначения каждого из типов мы использовали как мужские, так и женские имена, но количественные и качественные характеристики каждого типа проявляются у мужчин и женщин одинаково; в каждом из типов характеров воплощаются признаки всех Сетей Органов.

Хотя одна Фаза преобладает в нас в качестве организующей силы, мы являемся сложным сплавом всех Пяти Фаз, находящихся в постоянном взаимодействии, так что в каждом человеке существуют все Пять Фаз. Подобно индивидуальной ДНК, модель отношений является даосом личностного процесса, эталоном, по которому строится наше внутреннее и внешнее поведение7. Когда необходимо действовать, в ход идет живущее в нас Дерево. Когда наступает пора радоваться достигнутой цели, активизируется аспект Огня. Когда мы отбрасываем старые привычки и ценности, переходя на новый этап жизни, сила Металла позволяет нам сделать глубокий вздох и расслабиться. Когда наша деятельность требует, чтобы мы остановились, передохнули, отстранились от того, что мы сделали, и переключились на новую цель, аспект Воды заряжает нас новыми жизненными силами и волей к действию. Когда над нами нависает угроза, что превратности жизни перечеркнут наш путь, включается аспект Земли, чтобы выправить наш курс.