Модели гармонии в человеческом саду

Дата создания: 2013/11/15

Природа, подобно симфонии, состоит из сложных, переплетающихся между собой рисунков, моделей формы и движения. Эти рисунки повторяются в каждой более мелкой системе. Отношение тела к природе подобно отношению скрипки к оркестру. Струны играют в скрипке ту же роль, что органы в теле. Музыкальные колебания каждой из струн подобны функциям органов тела. Для гармоничной игры оркестра необходимо, чтобы струны каждого инструмента звучали в лад и все инструменты были одинаково настроены. Если какой-то один инструмент настроен неправильно, в звучании оркестра возникнет диссонанс, гармонии не получится.

Этим примером можно проиллюстрировать аспект китайской философии, известный как теория соответствий. Попросту говоря, эта теория утверждает, что для равновесия крупной системы в целом необходимо, чтобы каждая из входящих в нее более мелких систем находилась в равновесии. Этот принцип гармонии работает на любом уровне сложности. Модели гармонии одной системы отражают и генерируют модели гармонии сходных систем, а также систем более высокого и низкого порядков сложности.

Теория соответствий постулирует, что события происходят во взаимосвязи. Они соединены взаимной силой независимо от своего расположения во времени и пространстве. Ки — это сред.

Земля состоит из суши, океана и атмосферы, а тело, подобно ей, — из Крови, Влаги и Ки. Кровь управляет материальной формой тела, Влага — внутренней средой, внутренним океаном человека. Ки регулирует форму и деятельность тела и происходящие в нем процессы самоформирования и самоорганизации. Ки также означает общность Крови, Влаги и самой Ки, суммированную жизнь организма, тела и мира.

Кровь — это материальная субстанция, а также процесс генерирования, распределения и хранения питательных веществ. Влага — это аморфная субстанция, а также процесс генерирования, распределения и хранения жидкости. Ки — это невидимая субстанция, а также нематериальная сила, которая проявляется в виде движения и действия, посредством которых она становится ощутимой и доступной наблюдению. Влагу невозможно отделить от процесса увлажнения, Кровь — от питания, а Ки — от движения. Они — части континуума ощутимых форм и имманентных функций.

В теле каждое явление — результат взаимодействия между Кровью, Влагой и Ки. Без надлежащей Влаги Ки разогревается и возбуждается, а Кровь высыхает и свертывается. Без Крови Влага рассеивается, а Ки распыляется. Без Ки Влага и Кровь застаиваются, свертываются и прекращают циркуляцию. Каждая из составляющих существует как отдельный элемент, но при этом полностью зависит от более крупной системы — тела. Все функции и процессы взаимозависимы, протекают совместно и взаимно регулируют друг друга.связывает все события друг с другом, выходя за временные и пространственные пределы, потому что образуемые модели сохраняются, выходя за пределы времени своего создания. Причинно- следственный подход, который превалирует в западной философии, постулирует, что события возникают в виде последовательностей, подобных ряду падающих косточек домино, каждая из которых толкает следующую. Как мы видели, в западной медицине делается акцент на одной причине, которая приводит в действие определенный патологический или физиологический процесс. Линейная непрерывность времени и пространства связывает события, и то, что произошло в прошлом, лишь косвенно влияет на современное состояние через цепь причин. Китайская же медицина основывается на том, что если реорганизовать существующую модель дисгармонии в гармоничную модель отношений, изначальная причина исчезнет, так как условия, в которых она коренилась, прекратят существовать. Китайская медицина направлена на исправление условий, а западная — на лечение причин. Перед врачом, практикующим китайскую медицину, стоит та же задача, что и перед дирижером симфонического оркестра: его интересует не как в инструменте рождается звук, а какой звук получается.