Побудительная сила: Ки

Дата создания: 2013/11/15

То, что одушевляет жизнь, называется Ки. Концепция Ки лежит в самом сердце китайской медицины. Жизнь определяется Ки, хотя она неуловима, ее невозможно измерить, оценить количественно, увидеть или выделить. Она нематериальна, но является центральной и образует материальный мир. Невидимая сила Ки проявляется опосредованно, через то, чему она способствует, что она генерирует или защищает. Материя — это Ки, воплощающаяся в форме. Формирующиеся горы, растущие леса, текущие реки и плодящиеся живые существа — суть проявления Ки. У человека все функции души и тела являются проявлениями Ки: тактильные ощущения, познание, эмоции, пищеварение, движение, размножение. Ки порождает движение и тепло. Это основополагающая тайна, главное чудо. Жизнь неотделима от способа своего проявления. Когда сердце бьется, а дыхание теплое, можно понять, что в теле есть жизнь. Когда сердцебиение прекращается, а тело остывает, жизненная сила, или Ки, больше в нем не присутствует. Жизненная сила и Ки — едины. Подобно свежему воздуху, здоровая Ки свободно перемещается; застоявшаяся Ки тяжела, как затхлый воздух, она подавляет, ограничивает и душит.

Подобно воздуху, Ки движется и, кроме того, приводит в движение другие предметы. Как ветер заставляет шевелиться деревья и траву, волноваться воду, Ки приводит в движение грудную клетку на вдохе и выдохе. Люди не выдыхают Ки. Скорее, Ки является побудительной силой, вызывающей дыхание. Таким образом, Ки — не только причина, но и следствие.

Сущность пищи — тоже форма Ки. Эта высокочистая субстанция является источником, из которого строится материальная форма тела. Когда Ки Пищи и Ки Воздуха входят в тело, они становятся единым целым, которое известно как «чистая» или «праведная» Ки. Ки Воздуха представляет нематериальный побудительный аспект Ки, а Ки Пищи материальное начало, или конструктивный аспект. Ки — это и фундамент строения, и катализатор преобразований и движения.

Ученый Натан Сайвин сообщает, что в 350 г. слово Ки в китайских текстах о природе означало «основная субстанция». Он пишет, что в китайской философии существовала тенденция «рассматривать субстанцию и ее преобразования в неразрывном единстве...» Ки является одновременно «тем, что заставляет вещи состояться субстанциально» или «субстанцией, в которой существуют вещи»... Ки часто составляет материальную основу деятельности, но и саму деятельность часто называют Ки... Это не просто для понимания современных людей с их четким разграничением между субстанцией и функцией. Невозможно не заметить неопределенности, но дискурс был к ней адаптирован, и читатели, для которых предназначались тексты, не жаловались на их запутанность. К тому времени, когда развилась медицинская литература, ее авторы были склонны использовать понятие Ки главным образом для обозначения функции3.

Медицинское понимание продолжало понимание природы. В соответствии с китайским искусством практической экологии, Фэнь Шуи,

земля пронизана ручейками энергии, которые текут через нее, удерживая ее в целости, и одновременно составляют как бы решетку, из которой жизнь черпает свои силы.

Силы Ки могут действовать на пользу или во вред нам. Образование гор, рост деревьев, течение рек, движение ветра, ритм света и тени... Тот, кто практикует Фэнь Шуи, создает благоприятные для нас отношения с этими силами, позволяя извлечь максимальные блага из среды. Целью является расположить человеческое жилище, стремления и действия человека по течению Ки. В центре его внимания находятся отношения между человеком и проявлениями Ки. Эти отношения помогают умножить силы и обрести удачу. Врач, как садовник, практикует Фэнь Шуи в том смысле, что старается поместить человека благоприятно по отношению к Ки.

Пса Ки можно понимать творческий или созидательный принцип, связанный с жизнью и всеми процессами, характерными для живых существ. Все одушевленные формы в природе — суть проявления Ки. Ки — это невидимая субстанция, а также нематериальная сила, которая имеет ощутимые и зримые проявления.

Ки обладает собственным движением и приводит в движение другие вещи. Ки порождает движение и тепло. В контексте человека Ки — это то, что привносит в тело жизнь и различается в соответствии со специфическими функциональными системами. Все виды физической и материальной деятельности — суть проявления Ки: ощущения, познание, эмоции, пищеварение, движение, размножение. Китайский иероглиф, обозначающий Ки, состоит из верхнего знака — «поднимающийся пар» и нижнего — «зерно». Пар, поднимающийся из горшка, в котором варится рис, символизирует очищенное вещество, поэтому Ки можно понимать как пар тончайшей материи. Высокочистый субстрат пищи — Ки Пищи и воздуха — Ки Воздуха соединяются в теле, образуя так называемую «чистую» или «праведную» Ки. Защитная Ки — Вей — это действия, обеспечивающие приспособления к влияниям, например погоды, и мобилизующие сопротивление патогенным микроорганизмам и вредным веществам окружающей среды. Ки обозначает ресурсы, потребляемые, преобразуемые и передаваемые человеческим организмом.