Противоположность и единство

Дата создания: 2013/11/15

Даос — это недифференцированное целое. Это и единство всех вещей, и способ существования Вселенной. Из этого целого появляется Инь-Янь, мир в своих бесконечных формах. Инь-Янь — это символическое олицетворение всеобщего процесса, который передает скорее изменяющуюся, нежели статическую картину реальности. Модель Инь-Янь используется также для разграничения аспектов процесса. В магнитном поле основополагающих противоположностей и творческого напряжения все аспекты взаимосвязаны, взаи- мопроникающи и зависят друг от друга. Полюса единого целого характеризуются по отношению друг к другу, развертывая циклы превращения «одного» в «другое». Концепция Инь-Янь может быть трудна для понимания иностранцев, потому что она не укладывается в фиксированные конкретные категории «или-или». Инь и Янь полностью относительны в своем определении и зависят от точки зрения наблюдателя. Вот как это отражено в даосистском стихотворении:

Для лягушек в пруду Стебли лотоса высоки, Для Богов Эвереста Слон — мал.

Все вещи имеют полярную природу: время разделяется на день и ночь, на лето и зиму, род — на мужской и женский, место — на небо и землю, температура — на жару и холод, направление — на вверх и вниз, пространство — на внутреннее и внешнее, и т. д. Но Инь и Янь различают только по отношению друг к другу. Например, Солнце крупнее, ярче, жарче (Янь) Земли, которая меньше, темнее, прохладнее (Инь). Однако Земля более Янь по отношению к Луне, которая более Инь. Инь и Янь нельзя разделять. Не бывает темного без светлого, переднего без заднего, верха без низа, жары без холода. Не существует пространства без времени, рождения без смерти.

Инь также проявляется внутри Янь и наоборот. Например, если Янь считается теплым, расширяющимся и светлым, то Инь — прохладное, сжимающееся и темное. Тогда темная сторона горы является Инь по отношению к ее светлой стороне, которая является Янь. Но когда в ходе дня тепло и свет утра с одного склона перемещаются на другой, солнечная и теневая стороны сливаются и меняются местами. Янь становится Инь, а Инь — Янь. Когда день переходит в ночь, вся гора погружается в темноту, холод и спокойствие. Ночью, когда на гору светит луна, ее свет представляет Янь в ночной темноте Инь.

Но когда в ходе дня тепло и утренний свет с одного склона после полудня перемешаются на другой, солнечная и теневая стороны сливаются и меняются местами. Янь становится Инь, а Инь — Янь. Когда день переходит в ночь, вся гора погружается в темноту, становясь холодной и спокойной. Ночью падающий на нее свет луны представляет Янь в ночной темноте Инь.