Садовник и механик

Дата создания: 2013/11/15

В Древнем Китае предков почитали и относились к ним с благоговением. Их признавали более значимой частью сообщества, чем ныне живущие люди, так как считалось, что именно они правят миром. Мертвых не воспринимали отдельно от живых; смерть рассматривалась как важная и почитаемая стадия жизни, а не просто ее конец. Анатомическое расчленение мертвого тела сочли бы выражением неуважения, поэтому вскрытие было категорически запрещено. Врачам разрешалось изучать только живые тела. Неживое нельзя было исследовать, а целое не подлежало разделению на части.

Западная научная модель расчленяет жизнь на отделяемые дискретные части в окружении стабильной среды, которая поддается объективным измерениям. В китайской модели жизнь представляет собой динамичные, постоянно изменяющиеся отношения между функциональными системами, всегда находящимися в контексте целой системы. Никакие аспекты личности или тела не функционируют как дискретные части.

Взаимодействие происходит на всех уровнях. Наши эмоции формируют тело, а наше тейо генерирует чувство. Состояние Печени возДЕЙСТВУЕТ НА ФУНКЦИИ СЕРДЦА. ФУНКЦИИ СЕРДЦА ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ. ЛОГИКА РАЗВИВАЕТСЯ ПО КРУГУ, И КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СЕТЬ, В КОТОРОЙ ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО.

Западная и восточная модели различны, различны их мнения, акценты, методы, результаты4. То, что работает в саду, может быть неподходящим для завода. Компостом не заправишь машину, а машинное масло не удобрит почву. Китайская медицина восстанавливает равновесие, способствуя самоизлечению и помогая в исцелении хронических, длительных расстройств. Западная медицина воздействует на структурные компоненты, подавляя и удаляя патогенные явления, вмешиваясь в угрожающие кризисные состояния.

В лексиконе Запада заболевание определяется как «органическое» (если оно нарушает строение тканей) или «функциональное» (если не вызывает объективно определяемых структурных аномалий). Поскольку при этом заболевание понимается прежде всего как структурный дефект, «реальная» основа для функциональных нарушений отсутствует.

Функциональные же нарушения, такие, как мигрень, хроническая усталость, психические заболевания, колит, ревматизм, астма, болезненные спазмы при менструации и т. д., часто называют «психосоматическими». Поскольку не удается показать, что они происходят от Тела, поэтому их относят к таинственной сфере психического. Сила китайской медицины состоит в том, что она способна выявить и логически описать дисфункции, даже если строение выглядит неповрежденным. Вместо того чтобы заниматься поисками структурных аномалий, китайская медицина ищет дисгармонию Ки, которая со временем способна нарушить настроение, но может дать знать о себе и до серьезных проявлений заболевания.

Такая способность прочитать написанное в теле до появления структурных повреждений иногда позволяет китайской медицине предотвратить заболевание до того, как оно разовьется, замедлить ход его развития или даже приостановить дегенеративные процессы, такие, как атеросклероз, артрит, нервные и аутоиммунные нарушения. Она также позволяет врачу эффективно вылечивать состояния, не поддающиеся лечению в западной медицине.

Однако когда дефект строения появился, в китайской медицине нет патолога, который рассматривал бы клетки под микроскопом и определял злокачественность опухоли или вид бактерии, ответственной за данную инфекцию. Нет хирурга, который удалил бы поврежденный орган или высвободил здорового младенца, застрявшего в материнской утробе. Китайская медицина не отделяет болезнь от человека, который ею страдает, и в этом заключается и ее сила, и ее слабость. В то же время особенности медицины Запада обусловливают не только ее большие успехи, но и ее ограниченность.

Обе эти ветви медицины и каждая из них в отдельности имеют ценность. Клод Бернар, французский врач конца XIX в., считал, чтосостояние внутренней среды человека является критическим фактором здоровья или болезни. Против этого мнения выступал Луи Пастер, создатель микробной теории, утверждавший, что атаки микробов извне являются более значимым фактором, чем почва или климат, в которых развивается заболевание. Центр внимания переместился с рассмотрения состояния организма на агрессивный патоген, то есть с человека на заболевание. Эта точка зрения возобладала в западной медицине, хотя, находясь на смертном одре, Пастер прошептал, что Бернар был прав.

Теперь наступает иная эпоха. С увеличением доступности китайской медицины сильные стороны обоих медицинских подходов можно объединить, сведя слабости каждого из них до минимума.