Физическое здоровье

Дата создания: 2015/02/10

Пубертатный период – одна из критических стадий в развитии организма, когда происходит преобразование системы центральных звеньев, в новую систему, необходимую для последующего периода развития. Это, естественно, повышает восприимчивость организма к действию разнообразных внешних факторов и, следовательно, снижает его сопротивляемость к ним. Отсюда – представление об особой «хрупкости» подростка.

Нарушение осанки у подростков в настоящее время приобретает все большее распространение. Слабость мышечного и связочного аппарата позвоночника, как следствие отсутствия физических нагрузок, длительное вынужденное положение позвоночника на занятиях в школе приводят к нарушению функций системы кровообращения, поверхностному дыханию, снижению общего жизненного тонуса и всего самочувствия в целом.

Физическое здоровье – важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы [6].

Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.

Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой, веществом, энергией и информацией. Организм человека – это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.

Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций – следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, то есть жизнь. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иных физиоло-биохимические или другие биологические показатели (контрасты).

Самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности – его физическое здоровье.

Физическое здоровье – текущее состояние структурных элементов целостного организма (клеток, тканей, органов и систем органов человеческого тела) характер их взаимодействия и взаимодействия между собой. Материальную основу формирования здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития организма человека. Она опосредована базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах индивидуального развития организма (онтогенеза). Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом биологического развития человека (формирование его физического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое развитие – это биологический процесс становления и изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни [6].

Физическое здоровье управляемо. С помощью подобранных и организованных соответствующим образом мероприятий с использованием физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха и т.д. можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении приведенных выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит закон упражняемости и закон единства форм и функций организма.

Есть только одна бесспорная реальность в жизни каждого человека - это его физическое существование, или существование его тела. Его жизнь, его индивидуальность, его личность заключены в его теле. Не существует ни одной формы психического существования человека, которое было бы независимо от его физического тела. Не существует такого психического расстройства, которое не было бы одновременно и физическим расстройством.

Более подходящим термином для описания расстройства личности будет «эмоциональное заболевание». Слово «эмоция» имеет дополнительное значение «движения» и поэтому может обозначать как физическое, так и психическое. Движение происходит на физическом уровне, но восприятие и осознание его - на психическом.

Понятие об эмоциях и чувствах

Общее понятие. Отражение в мозгу объективных отношений, в которых находятся предметы и явления действительности к потребностям человека, осуществляется в двух формах: эмоций и чувств [5].

Эмоциями и чувствами называют переживания человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме.

Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

Чувство-это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение человека.

Общими для эмоций и чувств являются функции, которые они выполняют в жизнедеятельности человека. Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Регулятивная функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходят их трансформация в такие процессы, как секреция слезной железы, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры.

Виды эмоций, чувств. В зависимости от того, какое состояние - активное или пассивное - вызывают эмоции, повышают или уменьшают они жизнедеятельность человека, различают стенические, (от греческого слова «стенос» - сила) и астенические («астенос» - слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость. Астенические эмоции уменьшают активность. Энергию человека, уменьшают жизнедеятельность. По мнению Д. Лоуренса: «Жизнь тела – жизнь ощущений и эмоций. Тело чувствует истинный голод, истинную радость на солнце или в снегу, истинное наслаждение от запаха роз или взгляда на сиреневый куст; истинный гнев, истинную печаль, истинную нежность, истинную теплоту, истинную страсть, истинную ненависть, истинное горе. Все эмоции принадлежат телу, ум их только признает» [1].

Тело разделено телесными зажимами, которые возникли когда-то в стрессовой ситуации с целью ограничить движения, дыхания и чувства.

Шея (шейный отдел позвоночника) – одно из двух главных сужений тела, вторым является талия. Шея – это своего рода проводящая трубка, связывающая голову с остальным телом. Напряжения в этой зоне очень часты.

Гнев, удерживаемый в шее, связан с напряжением в мышцах плеч и большой части спины. Поразительно сколько ярости содержится в спинах некоторых людей. Разумеется, это мертвая ярость, делающая спину и плечи жесткими и ригидными, а руки нечувствительными, с недостаточностью кровообращения. Единственный способ восстановить подвижность этой зоны – дать возможность отреагировать этот гнев в безопасной ситуации через мощные движений рук, плеч и кулаков.

После шейного сужения перейдем к сегменту туловища (грудной отдел позвоночника). Дыхание - основа жизни и выражения эмоций в любой форме.

В здоровом состоянии туловище мягко волнообразно пульсирует в процессе дыхания, грудная клетка и живот подвижны в полном объеме. Однако контроль над дыханием – первое, чему ребенок выучивается, стараясь подавить свои чувства. Такой контроль нужен, чтобы подчинить телесные процессы целям рассудка, избегающего конфликтов. Все невротики в той или иной степени страдают расстройствами дыхания. Существуют два крайних варианта:

  • высокая грудная клетка и втянутый живот;
  • общая дефицитарность дыхания, когда в легкие проходит минимум воздуха.
  • В конце туловища находится еще одно сужение – талия (пояснично-крестцовый отдел позвоночника). Она связана с напряжением нижней части живота, поясницы и мышц тазового дна, которое фиксирует таз в сжатом, втянутом состоянии у большинства невротиков.
  • Способность полностью отдаться какому-то переживанию является единой и неделимой, идет ли речь о работе, реакция на музыку или живопись. Напряжение в любой части тела делает тела переживание недостаточно полным [1].
  • Существенной проблемой воспитания гармонически развитого человека является предупреждение нарушений осанки.
  • Под осанкой понимается привычное держание тела в положении стоя. Осанка начинает формироваться с раннего возраста и зависит от разнообразных воздействий внешней среды.

Нарушение осанки у подростков

Представление о характере осанки слагается из учета положения головы и плечевого пояса. Конфигурации позвоночника, угла наклона таза и оси нижних конечностей. Ведущим для суждения об осанке является положение позвоночника, который имеет в переднезадней плоскости (при осмотре сбоку) четыре физиологические кривизны, дающие позвоночнику большую устойчивость, увеличивающие его рессорные свойства и облегчающие возможность сохранения равновесия. Это шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцовый кифоз.

На современном уровне принято делить все виды осанки на пять типов: нормальная осанка, плоская спина, круглая или кругло-вогнутая спина, сутуловатость и нарушение осанки во фронтальной плоскости.

Нормальная осанка характеризуется умеренно выраженными физиологическими кривизнами позвоночника и симметричным расположением всех частей тела.

При плоской спине физиологические кривизны позвоночника слабо развиты, грудная клетка заметно уплощена, лопатки часто принимают крыловидную форму, угол наклона таза уменьшен. При такой осанке позвоночник менее устойчив, и при неблагоприятных условиях нередко возникает сколиоз.

В противоположность плоской спине круглая спина характеризуется увеличением физиологической кривизны позвоночника и угла наклона таза.

При сутуловатой осанке наряду с увеличением грудного кифоза недостаточно выражен шейный и поясничный лордоз. У таких детей грудная клетка обычно впалая, живот выпячен, надплечья несколько выступают вперед, колени при стоянии слегка согнуты.

Нарушение осанки во фронтальной плоскости характеризуется нестойким функциональным отклонением позвоночника в сторону без изменений со стороны структуры тела позвонков. Ввиду того, что отклонение позвоночника является нефиксированным, оно может быть исправлено самим ребенком путем напряжения мышц.

Профилактика нарушений осанки.

Все виды нарушений осанки, также как и любой двигательный навык, образуется по законам условно-рефлекторной деятельности и не считаются заболеванием. Они могут быть устранены путем правильного воспитания, тренировки и физических упражнений, направленных на создание хорошей осанки. Большую роль в этом отношении должны играть родители.

Профилактика должна быть комплексной. Эффективность ее зависит от мобилизации к ней в семье, в дошкольном учреждении и в школе. Навык хорошей осанке не только имеет косметическое значение, но и способствует нормальной функции внутренних органов, может быть существенном фактором в профилактике сколиоза.

Для сохранения хорошей осанки необходимы достаточный сон, чередование работы и отдыха, рациональное питание. Полезны утренняя зарядка, закаливание (обтирания, обливания воздушные ванны), максимально возможное пребывание на воздухе, прогулки и игры.

Для детей, уже имеющих неправильную осанку или сколиоз, обязательно нужен отдых среди дня в течение 1,5-2 ч в положении лежа или на животе и приготовление уроков в этом положении с применением специального оборудования. Время пребывания в положении лежа определяется лечащим врачом, так же как и другие лечебно-профилактические назначения.

При дефектах осанки у детей проводят лечебную физкультуру, сочетая ее со школьной физкультурой и спортом. Дома эти должны заниматься самостоятельно, получив подробные указания врача. При резких нарушениях осанки школьники занимаются в кабинетах лечебной физкультуры. При нарушениях осанки не рекомендуется гребля, велосипедный спорт.

Метаморфозы тела, которые начинаются в период полового созревания, негативно влияют на эмоциональное самочувствие подростков. Возникает тревожность, озабоченность, неудовлетворенность своим внешним обликом. Беспокойство по этому поводу продолжает нарастать в течение подросткового периода.

В. Райх выявил тончайшую взаимосвязь телесных защит и содержащейся в них эмоциональной жизненной энергии, а также нашел пути изменения баланса сил в сторону здоровья. Это одновременно и физическое, и психическое здоровье. В терминах биоэнергетики чувствовать себя хорошо – значит быть свободным функционировать ритмично, без хронических мышечных зажимов [1].

Если преодолеть основные напряжения в теле с помощью специальных упражнений и массажа, человек совершенно по-новому переживает свое тело, иначе оценивает себя и окружающий мир.