Осанка и профилактика нарушений

Дата создания: 2013/11/19

Автор: Николаев Роман

Анализируя показатели здоровья современных школьников, можно обнаружить, что наиболее часто фиксируемыми отклонениями в здоровье являются нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата и что в первую очередь это отражается на форме осанки школьников и форме свода стопы (плоскостопие). Кроме того, за период обучения в школе число учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается более чем в 2,5 раза, и, значит, проблема осанки школьников сохраняет свою актуальность и в настоящее время. У 45% учащихся дефекты опорно-двигательного аппарата вызывают различные ограничения в выборе будущей профессии. Столь же велик процент допризывников, освобождённых от службы в армии.

Правильная осанка - это слегка опущенные плечи, отведённые назад; держащаяся прямо голова, подтянутый живот, выпрямленные колени, немного выступающая грудь.

Правильная осанка определяется натяжением мышц и связок, окружающих позвоночный столб. Нарушения правильной осанки - это результат изменения формы позвоночника: круглая, сутулая спина, вогнутая спина, сколиоз. Осанка - привычная поза непринуждённо стоящего человека. Осанка не бывает врождённой. Она формируется в процессе роста, развития ребёнка, учёбы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями.

Анатомо-физиологические особенности позвоночника и грудной клетки у детей

Позвоночный столб - основа здоровья, так как кроме обязанности «несущей конструкции» (а он держит на себе две трети массы тела), позвоночный столб служит «вместилищем» спинного мозга, который непосредственно связан со всеми органами. Позвоночный столб представляет собой опору для головы, туловища, конечностей. Он состоит из 33 или 34 позвонков. В позвоночнике различают: а) шейный отдел - 7 позвонков; б) грудной - 12 позвонков; в) поясничный - 5 позвонков; г) крестцовый - 5 сросшихся позвонков; д) копчиковый - 4 или 5 сросшихся позвонков.

Нормальный позвоночник образует волнообразную линию чередующихся физиологических изгибов: шейный, обращённый выпуклостью вперёд; грудной - выпуклостью назад; поясничный - выпуклостью вперёд и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Физиологические изгибы помогают сохранять равновесие, смягчают толчки и сотрясения при движениях. Изгибы позвоночника формируются в процессе роста организма. Шейный изгиб образуется при попытках ребёнка поднимать голову и закрепляется по мере развития шейных мышц. Грудной возникает в период, когда ребёнок начинает сидеть, поясничный - когда он становится на ноги. Принято считать, что к 6-7 годам изгибы позвоночника уже чётко выражены, к 14-15 годам становятся постоянными, но окончательно формируются лишь к 20-25 годам. В процессе возрастного развития физиологические изгибы изменяются в зависимости от наклона таза и тяги мышц, которые окружают позвоночник. Это позволяет воздействовать на развитие изгибов соответствующим подбором физических упражнений.

Профилактика нарушения осанки

Систематические и разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим средством предупреждения нарушения осанки. Учащиеся с дефектами осанки занимаются в специальных медицинских группах, где также занимаются дети с ослабленным здоровьем. Каждому ученику необходимо составлять свой комплекс, иначе корригирующего эффекта не будет. Особенно актуально звучит тема дополнительного образования, позволяющая обозначить именно эту образовательную систему как доминирующую в формировании физической компетентности учащихся (под физической компетентностью подразумеваются способности, знания, умения и навыки эффективного самоуправления физическим состоянием организма в объёме не менее требуемых стандартами конкретной ситуации). Дополнительное образование расширяет социокультурное пространство самоактуализации и самореализации детей. Летние каникулы составляют значительную часть годового бюджета времени ребёнка. Они помогают решить лечебно-оздоровительную, развивающую, коммуникативную, пропедевтическую, компенсаторно-профилактическую задачи. Физическая активность, осуществляемая в каникулярное время, может быть обозначена как физическая рекреация, ибо конечный результат её функционирования выражается в оптимизации физического, психического и социального состояния растущего человека. Рекреация – одна из функций досуга. Основой физической рекреации является двигательная деятельность с активным использованием физических упражнений. Кроме того, в современном понятии физической рекреации явно просматривается и присутствие социально-психологических и культурных факторов, влияющих на возникновение у детей потребности в организации своего досуга с помощью использования двигательной активности.

Комплекс упражнений сидя на стуле

Чтобы не позволить «застольной позе» подчинить себе мышцы тела, необходимо для профилактики в начале и конце каждого школьного урока проводить короткий комплекс упражнений, «вытягивающих» позвоночный столб. Эти упражнения выполняются сидя на стуле. Положить ладони на верхнюю часть бёдер, упираясь запястьями в низ живота. Сосредоточить мысли на позвоночнике. Как можно сильнее прогнуться в пояснице, представляя, что крестец принимает, чуть ли не горизонтальное положение. Только в таком положении крестца могут легко подняться поясничные, грудные и шейные позвонки. Приняв такое положение, упираясь руками в бедра, тянуться вверх, представляя, как каждый позвонок поднимается вверх на своё изначально правильное место. Дыхание свободное плечи расправлены. Сесть, выпрямив спину, расслабить плечи и вытянуть вверх шею. Наклонить голову слегка вперёд, как бы тянуться вверх затылком. Тянуться так, чтобы напряглись все мышцы верхней части туловища. Руки на бёдрах. Первая часть комплекса займёт 2 мин., вторая часть - 1 мин. Можно легко подсчитать: 5 уроков по 6 мин. (в начале и конце урока), итого - 30 мин. Это почти дополнительный урок здоровья каждый день! А если проделывать то же самое и дома? Я думаю будет хороший профилактический эффект. Рекомендую выполнить комплекс, после того как прочтёте мой реферат.

Комплекс силовых статических упражнений для выполнения дома

  • Сидя на полу, ноги скрестно, руки за голову, спина касается стены. Нажимание руками на стену (энергично).
  • Полотенце в руках за головой. Энергичное движение, головой назад, сопротивляясь нажиму рук с полотенцем вперёд.
  • Ноги врозь, руки за голову. Отводя локти назад, энергично нажимать кулаками друг на друга. Сведение рук за головой.
  • Полотенце в руках перед головой. Напрягая мышцы шеи, удерживать голову прямо, сопротивляясь отведению рук с полотенцем назад.
  • В дверном проёме согнутые в локтях руки касаются боковых стенок. Энергично надавить на стенки. Выпрямление рук в стороны.
  • Наклониться и положить руки на стол, голову отвести назад. Энергично надавить руками на поверхность стола.
  • Ноги врозь, руки на животе. Напрягая мышцы живота, сопротивляться надавливанию ладоней на живот.
  • Группировка. Прижимая руками колени к груди, попытаться отвести туловище назад.

Каждое упражнение выполнять не менее трёх раз с максимальными мышечными усилиями, продолжительность 3 сек., упражнения повторять с интервалом в 5 сек. В конце комплекса выполняются упражнения на дыхание и на расслабление.

Плоскостопие, его профилактика и исправление

На формирование осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности статико-динамическая функция стопы. Нередко плоская стопа становится причиной сколиоза, а в запущенных случаях вызывает общее расстройство организма. Измененная стопа встречается у детей довольно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить деформацию и применить рациональные профилактические меры. Нормальная стопа имеет один поперечный и два продольных свода. В норме стопа опирается о землю пяточной костью и головками плюсневых костей, внутренняя часть её не касается земли (что хорошо заметно по отпечатку подошвы). Объём движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большой эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам, прыжкам, соскокам с высоких снарядов, быстрее утомляется и больше подвергается деформации. Вместе с тем надо помнить и о том, что укрепление мышечно-связочного аппарата стопы возможно только в процессе функционирования и отсюда очевидна роль физических упражнений, направленных на повышение выносливости нижних конечностей. Причиной плоскостопия может стать тесная обувь, особенно с узким носком, высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу её естественной гибкости. Итак, в основе профилактики плоскостопия лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод, во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности. Методика применения физических упражнений при плоскостопии. Рекомендуется использовать следующие упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы:

  • Приседание на носках, стопы держать параллельно.
  • Приседание на всей ступне, носки внутрь, пятки врозь.
  • Поднимание на носки, стопы параллельно.
  • И.п. - носки внутрь, пятки врозь - поднимание на носки.
  • Ходьба на носках «крадучись» (в полуприседе, носки внутрь).
  • Ходьба по прямой на носках.
  • Ходьба по гимнастической скамейке
  • Ходьба по низкому бревну.
  • Прыжки на одной ноге, на двух ногах.
  • Лазанье по гимнастической скамейке, установленной под углом 10-15 градусов.
  • Ходьба на внешней стороне ступни.
  • Прыжки на носках с места через скамейку.
  • Ходьба с высоким подниманием бёдер, носки оттянуты.
  • Бег на носках.
  • «Ласточка» - поднимая левую (правую) ногу назад с наклоном туловища вперёд, равновесие на правой (левой) ноге, руки в стороны.
  • Лазание по канату с помощью ног.
  • Подвижные игры.
  • Элементы танцев.
  • Ходьба по набивным мячам.
  • Лазание по гимнастической стенке.

Помимо этого, в уроки корригирующей гимнастики необходимо вводить специальные упражнения для исправления плоскостопия, ибо у детей с нарушениями осанки этот дефект встречается часто. Основным назначением корригирующей гимнастики при плоскостопии является активная супинация стоп (т.е. поворот в голеностопном суставе внутрь).