История возникновения каши

Дата создания: 2013/12/24

Автор: Есмалова Елена

Исторические исследования, основанные на результатах раскопок древних цивилизаций, подтверждают тот факт, что зерна злаков древним людям были известны еще до зарождения земледелия. В эпоху развития земледелия, задолго до нашей эры, зерновые становятся предметом возделывания и торговли. Находки археологов свидетельствуют, что каша входила в меню предков еще тысячу лет назад. Испокон веков ее варили из проса, овса, ячменя, гречки, в будни и в праздники.

Кашей считались вообще все кушанья, сваренные из измельченных продуктов, в старинных источниках упоминаются хлебные каши из сухарей, а также рыбные, гороховые, соковые (на конопляном масле), морковные, репные. Из каш, которые варились без предварительной обработки зерна, до нашего времени дошла (и то только как деревенская экзотика), пожалуй, только кутья. Из круп мелкого помола повсеместно было распространено толокно. Готовили его примерно так: овес промывали, недолго варили, затем высушивали в печи и толкли в ступе до тех пор, пока зерно не превращалось в мелкую крупу, а потом просеивали через сито. Как бы то ни было, это были главные блюда на столе, как у бедных, так и у богатых. Отсюда и пословица: «Каша — мать наша». А вот другое известное выражение пошло от обычая варить кашу при заключении мирного договора между враждующими сторонами. Если договориться не удавалось, говорили: «С ним каши не сваришь».

Каша — у славян одно из традиционных, наиболее часто встречающихся блюд. Каша появилась в те давние времена, когда они еще не знали ни жерновов, ни мельниц, и она была, очевидно, самым первым блюдом, приготовленным людьми из хлебных зерен. Для приготовления хлеба зёрна нужно было обдирать и размалывать, превращать их в муку, замешивать тесто и т.д.; незатейливость же каши даже вошла в поговорку: «Кашу и дурень сварит — была бы крупица да водица». При этом, однако, это немудреное блюдо прочно вошло в жизнь славян-земледельцев. Пахари-земледельцы ели кашу с самого детства: в младенчестве матери кормили их, так называемой размазней (жидкой кашкой, сваренной на воде или на молоке), а когда они взрослели, их основной едой становилась круто сваренная каша из пшеницы, гречихи, ячменя и других хлебных растений. Каша шла и на «главную сыть», и на закуску: так, крупеник – кашу, запеченную на молоке и яйцах, — русские крестьяне считали лакомым блюдом вроде сладких пирожных. По русскому выражению, «без каши и обед не в обед»; «русского мужика без каши и не накормишь». Без каши, традиционного обрядового блюда, не обходилось, пожалуй, ни одно важное событие в жизни земледельцев. Так, например, когда в крестьянской семье рождался ребенок, его спешили окрестить и дать ему имя; при этом в честь «приобщения младенца ко Христу и введения его в лоно церкви» обычно устраивался праздник, сопровождавшийся различными обрядами. Одним из таких обрядов во многих местах было приготовление в честь младенца и на его имя «заветного крестильного блюда» — каши из сваренных в воде зерен в их настоящем неизменном (неразмолотом) виде. Как правило, такая крестильная каша была либо яшная (из ячменя), либо пшеничная. Бабка-повитуха, принимавшая ребенка, ходила с этой кашей по всем званым гостям, и каждый из них, кто хотел есть кашу, должен был выкупить ложку, то есть положить грош; народное поверье при этом гласило: «за кашку грош отдать — младенец жить будет». Отца младенца тоже потчевали кашей, причем круто посоленной и с перцем. Кашу непременно готовили для угощения в честь свадьбы; она являлась непременным блюдом и при почине нового хозяйства. Обрядовую кашу хозяйки готовили в честь многих праздников. Так, например, в день памяти Космы и Дамиана, в день Акулины-Гречушницы, в день Аграфены Купальницы, в день Феклы Заревницы.

Без обрядовой каши не обходились и такие большие зимние праздники, как Рождество, Новый год, святки и т.п. Каша, выставляемая хозяйками в это время на стол, носила название кутьи и была сытной, очень вкусной и сладкой. В сочельник, накануне великого дня Рождества Христова, все домочадцы, не приступая к еде, дожидались появления на небе первой звезды, в память о явлении на востоке звезды, возвестившей восточным волхвам о явлении Спасителя мира, Божественного Сеятеля, который будет «сеять семя слова Божия, чтобы вырастить хлеб небесный». С появлением звезды кончался рождественский пост, и на стол, покрытый соломой и скатертью, хозяйка ставила кутью — жидкую кашу, сваренную из обдирного ячменя, пшеницы или толстой крупы на воде, подслащенной медом. Такая же кутья подавалась на стол и под Новый год, и на Крещенье; при этом рождественская кутья именовалась в народе постной, новогодняя — голодной, а крещенская — богатой. С кутьей, святочным обрядовым блюдом, связывались различные названия святочных дней: так, например, второй день святок в народе именовался «бабьими кашами»; канун Рождества назывался «первой кутьей», канун Васильева дня (Нового года) — «другой (второй) кутьей», а крещенский сочельник — «третьей кутьей»; сам же сочельник, или сочевник, назывался так оттого, что в это время на ужин подавалось сочиво, т.е. наслащенная каша без скоромной приправы. Для приготовления каши годились зерна самых разных хлебных растений: ячменя (яшная каша), гречихи (гречневая), полбы (полбяная).

В Малороссии и некоторых других местах кашу варили из пшена (пшенную), приготовляя так называемый кулеш. В юго-западных славянских землях варили каши из риса и кукурузы: из риса готовили плов (рисовую кашу с разными приправами), а из кукурузы — мамалыгу (круто затертую и заваренную кашу из кукурузной муки). В употреблении у земледельцев была и ржаная каша, причем для нее иногда брали недозрелую рожь (такая зеленая каша «составляла кое-где купеческую прихоть»). Варили каши и из зерен овса, хотя готовили их не всюду: так, к овсяной каше русские крестьяне зачастую испытывали даже отвращение.

 

Во многих местах встречались также и пшеничные каши, причем лучшими из них считались те, которые варились из особой пшеничной крупы, называемой манною; впрочем, такие каши были мало известны в народе, так как манная крупа, как и крупа из картофеля (саго), из-за трудности приготовления была достаточно дорогой и, следовательно, доступной только для состоятельных людей. Из всех этих каш самой спорой и вкусной считалась яшная каша (из ячменной крупы). Для ее приготовления хозяйки клали ячменные зерна в ступку и били пестом, а потом промывали; неудобоваримая шелуха зерен при этом отлетала, и оставалась чистая яшная (ячная) крупа. Высушенная особым образом, она получала название толстой крупы. Очищенную же самым лучшим способом и тщательнейшим образом отобранную яшную крупу называли перловой или перловкой — по сходству ее зерен с перлами (жемчужинами). Из полученных очищенных зерен потом варили кашу, которую, как и практически все другие каши, ели «тотчас из печи горячею», так как, остывая, всякая каша теряет вкус и становится «тяжелою для желудка».

Но хотя яшная каша и почиталась одной из лучших и вкуснейших каш, самой любимой народом и самой распространенной с давних времен была гречневая каша. Ее, в отличие от других каш, можно было есть не только горячей, но и холодной, с молоком, с конопляным соком и даже с квасом. Ни одна другая каша в народе не пользовалась таким уважением, как гречневая. Перед тем, как варить кашу, зерна гречихи непременно обрабатывали: клали их под жернова, чтобы освободить от шелухи, причем эту шелуху, или лузгу, отбитую от зерна в крупорушнях, в безлесных районах часто использовали как превосходное и дешевое топливо, прекрасно заменяющее дрова. После жерновов зерна сыпали под струю воздуха, направляемую веялкой, и таким образом делали крупу; при этом крупа из более мелких, отборных и тщательно отсеянных зерен называлась смоленской, и каша из нее считались наиболее вкусной

Всех, кто учился в одной школе или в одном учебном заведении именуют – однокашниками. Почему однокашники? Как появилось это слово? И что это за каша такая - одна на всех?

Каша – кушанье из крупы на молоке или воде была любимым блюдом славян. Вспомните старинные поговорки: «Где каша, там и наши», «Мать наша - гречневая каша». Но нашим предкам были известны и другие значения слова «каша». В древних летописях каша – это свадебный пир. Кашниками в некоторых русских говорах называли родственников и знакомых невесты, приезжающих на кашу. Кашей именовали и еду вообще вспомните, например, слово кашевар. Означает оно не только «варщика каши», а вообще повара в воинской части или рабочей артели. У слова однокашник особая судьба в истории языка, и появилось оно благодаря совсем другой каше. В словаре Владимира Даля читаем: «Однокашник, одноартельщик, однотрапезник, товарищ по столу; выросшие вместе». Значит, сначала были товарищи по артели, а потом уже – доученики. Начиная с 30-х годов XIX в. слово однокашник в значении «старый школьный товарищ» получило широкое распространение. Некоторые историки поспешили дать этому такое объяснение. В сельских школах на юге России существовал веселый обычай. При переходе из младшего в старший класс ученики приносили в школу горшки с кашей, которую вместе доедали, затем на прощанье с остающимися в младшем классе, разбивали горшки.