Факторы, влияющие на здоровье

Дата создания: 2014/01/03

Автор: Пражникова Анна

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Оно включает в себя 3 составляющих компонента

  • физиологический компонент – это высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Основа этого – нормальная работа всех органов и систем организма;
  • психологический компонент – уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями;
  • нравственный компонент – стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей.

Ученые пришли к выводу, что больше всего на здоровье влияют следующие факторы:

  • окружающая среда:
    • природная (почва, воздух, вода, климат);
    • социальная (условия жизни и культура).
  • генетическая предрасположенность(20%);
  • образ жизни(50%);
  • здравоохранение(10%).

Раньше девизом медиков и физкультурников были слова: «В здоровом теле – здоровый дух». Сейчас более справедлива обратная формула: «Здоровый дух – здоровое тело». На первом месте – здоровье души, быть в гармонии с самим собой и окружающими людьми. Уже доказано, что 70% заболеваний связаны с душевным неблагополучием и психологическими факторами (неврозы, утомляемость, стрессы, раздражительность – ведут за собой гипертонические болезни, болезни желудочно-кишечного тракта и т.д.) Нужно научиться самим, быть в гармонии с собой, учить прощать, быть терпеливыми друг к другу, учить в спокойной атмосфере разрешить конфликт. Нужно самим больше заряжаться положительными эмоциями. Духовное здоровье Фрейд охарактеризовал как здоровье нашего разума. Это способность воспринимать ситуации и информацию, анализировать ее, составлять прогноз и разработать модель поведения. Ведь только человек наделен интеллектом и он способен переделывать свою деятельность, не доводить до каких-то чрезвычайных ситуаций, срывов и конфликтов.

Подростковый возраст характеризуется значительным ускорением роста и появлением признаков полового созревания. В этот период усиливается деятельность желез внутренней секреции, которая обуславливает повешенную возбудимость и неустойчивость нервной системы, что проявляется в раздражительности, рассеянности, болезненном самолюбии, иногда в замкнутости. Подростки не всегда владеют собой, нередко вступают в конфликты с окружающими. Устранению некоторых отрицательных явлений в характере и поведении подростков, связанных с переходным возрастом, способствует правильно организованный режим дня. В частности, правильная организация режима дня предусматривает рациональное чередование различных видов деятельности, достаточный отдых, предусматривающий двигательную активность и максимальное пребывание на свежем воздухе, рациональное питание, полноценный и достаточно продолжительный сон. Выполнение режима дня в строгой последовательности приводит к образованию условных рефлексов. Привычка вставать и ложиться в определенные часы способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Прием еды в установленное время обеспечивает хороший аппетит и усвоение пищевых веществ. Учебный материал запоминается быстрее и лучше, если домашнее задание готовить всегда в одно и то же время. Соблюдение режима дня вырабатывает у подростка привычку к порядку, аккуратности, дисциплинирует его, заставляет дорожить своим временем и укрепляет привычку заниматься систематически.

Учеба в жизни ребенка играет такую же роль, как труд в жизни взрослого. Придя из школы, домой, подросток должен пообедать и отдохнуть. К сожалению, не все родители уделяют должное внимание отдыху детей, разрешая им подолгу сидеть с книгой в неподвижной позе, слоняться без дела. Дневной отдых должен предусматривать повышение двигательной активности, пребывание на свежем воздухе ежедневно 2-2,5 часа в подвижных играх. Соблюдение режима обязывает приступать к выполнению домашних заданий всегда в одно и то же время. Дневная динамика работоспособности характеризуется двумя подъемами: с 8.00 до 11.00 и с 16.00 до 17.00. Поэтому подготовку домашнего задания следует начинать в 16.00, если подросток учиться в первую смену, и в 9.00, если он занимается во вторую смену.

В течение дня от полутора до двух часов остается свободным и используется по желанию. К сожалению, школьники очень часто просиживают у экранов телевизора и за компьютером все свободное время. Длительный просмотр телевизионных передач создает большую нагрузку на глаза, обилие впечатлений возбуждает нервную систему. Продолжительность просмотра телевизионных передач: для подростков до 14 лет – один час в день, с 14 до 16 лет – не более двух часов. Большое значение имеет гигиенически полноценный сон. Для подростков 11-12 лет оптимальная продолжительность сна 9 часов 30 минут, 13-15 лет – девять часов, 16-17 лет – 8 часов 30 минут. Сокращение сна на полтора два часа приводит резкому падению работоспособности уже после первых двух уроков. Недосыпание отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы. Глубокому сну способствует температура воздуха в пределах 15-18 градусов выше нуля. В выходной день не следует нарушать сложившийся режим: вставать и обедать вовремя и т. д.

Основной составляющей здорового образа жизни является также рациональное питание. Когда речь идет о нем, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон – равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть, если мы получаем пищи больше, чем необходимо для нормального развития человека, для его самочувствия – мы полнеем. Сейчас более трети страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна – избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон – соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и удовлетворять потребность в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах. Отсутствие хотя бы одного из них может привести к заболеванию, и даже смерти. Не каждый знает, что нужно научиться культуре разумного потребления, ведь любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья. Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:

  • прием пищи только при ощущении голода;
  • отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре;
  • отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности продлению жизни. В школьный период у ребенка наблюдаются процессы роста, сложная перестройка обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга, эти процессы связаны с окончательным созреванием и формированием взрослого человека. Режим питания школьников зависит от особенностей обучения в школе, нагрузки, занятий спортом, общественной работой и другие моменты. К сожалению, дети часто нарушают режим питания, едят беспорядочно, часто в сухомятку, на ходу. Эти вредные привычки оказывают пагубное действие на растущий организм.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Широко известны различные способы закаливания – от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание – высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания. Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность, учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру. Еще одним средством может быть контрастный душ. Он тренирует нервно – сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывает стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы, снимает утомление и повышает работоспособность. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, ибо употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствует утверждению любых сторон жизни - оптимальная организация досуга, физическая активность, рациональное питание и т. д.

Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенным образом сказывающихся на состоянии здоровья населения. Даже эпизодическое употребление в молодом возрасте алкоголя, первой затяжки, несут в себе большую угрозу, связанную с формированием в дальнейшем пьянства, наркомании, пристрастия к табакокурению. Считается, что употребление различных веществ, вызывающих привыкание, развивается у подростков катастрофически быстро.

Традиционно ученые рассматривали наркоманию как «болезнь, вызываемую систематическим употреблением наркотиков и проявляющуюся синдромом психической и физической зависимости». Наркомания характеризуется следующими основными признаками: психической зависимостью, физической зависимостью и толерантностью.

Алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся патологическим влечением к спиртным напиткам, форма отклоняющегося поведения, выражающаяся в злоупотреблении спиртными напитками. Иногда уже первое знакомство с алкоголем подростки оценивают как «новый стиль жизни», отсюда и «культивирование» состояния опьянения. У молодежи наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере. У них падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдает здоровое чистолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как грубость, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость. Подростки становятся невнимательными к близким, а порой и жесткими в отношении с прежними друзьями – неискренними, холодными, замкнутыми и недоверчивыми. Установлено, что алкоголь действует разрушающе на все системы и органы человека. Особенно вредное влияние оказывает на печень: при длительном употреблении происходит развитие алкогольного цирроза. Алкоголизм – одна из частых причин заболевания поджелудочной железы: панкреатита, сахарного диабета.

Еще одной вредной привычкой, наиболее распространенной в юношеской среде, является табакокурение. Спектр причин курения разнообразен: любопытство, подражание, вызов, протест, самоутверждение. Со временем табакокурение из вредной привычки может перерасти в болезненное пристрастие. В России в подростковом возрасте курит каждый второй мальчик и каждая четвертая девочка. Одна сигарета сокращает жизнь на 12 минут. Установлено много болезней, связанных с курением. Самой грозной расплатой за курение оказывается рак легких, гортани, пищевода, поджелудочной железы, мочевого пузыря. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению, происходит нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делает характерной внешность курильщика: желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание. А изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос: утрата звонкости, снижение тембра, хриплость.

Проблема преодоления вредных привычек особенно актуальна, так как вплоть до последнего времени отмечалась тенденция к увеличению частоты употребления алкоголя и табакокурения среди молодежи.