Здоровьесберегающая организация учебы

Дата создания: 2013/12/18

Автор: Борисов Виктор

Педагогические условия развития здоровьесберегающих технологий образовательного процесса в ситуации нарастающих учебных перегрузок и социальных напряжений являются необходимой предпосылкой сохранения здоровья обучающихся. Утверждение здорового образа жизни, формирование ценностных ориентаций на здоровьесбережение в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения и в повседневной бытовой практике возможно в результате применения педагогически обоснованных методов и средств оздоровления, а также медицинской поддержки, включающей мониторинг состояния здоровья, организацию рационального питания, двигательной активности, закаливания, очищения и защиты организма, использования санитарно-гигиенических и медикаментозных средств здоровьесбережения. К сожалению, существующая система образования, начиная со школьной скамьи, не способствует сохранению здоровья обучающихся.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технологии работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Большая часть этих условий, как и гигиенических, регламентированы в СанПиНах, но, в отличие от первых, здесь бесспорен приоритет компетенции педагогов. От директора школы и завучей (при консультативном участии других педагогов и членов Совета школы) в основном зависят конкретизация учебного плана школы, расписание занятий, контроль за выполнением условий обучения, влияющих на здоровье школьников. Врачи-гигиенисты осуществляют лишь внешний контроль за соблюдением ограничения учебной нагрузки на учащихся и т.п. факторов.

Учебная нагрузка на учащихся, гигиенические требования к расписанию уроков

Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

  • объем учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • нагрузка от дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
  • занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

Главное внимание справедливо уделяется рационально составленному расписанию учебных занятий. «Надо составлять расписание уроков, удобное для детей, а не для преподавателей!» — этот тезис должен стать девизом для администрации школы.

Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов.

Шкала трудности предетов для младших классов:

  • математика – 8 баллов;
  • русский (национальный) язык – 7 баллов;
  • природоведение – 6 баллов;
  • русская (национальная) литература – 5 баллов;
  • история (4 класс) – 4 балла;
  • рисование и музыка – 3 балла;
  • труд – 2 балла;
  • физкультура – 1 балл.

Ухудшение работоспособности как у учащихся младших классов может приходиться на разные часы дня: на первом уроке работоспособность, довольно низкая, так как происходит «врабатывание» в учебную работу. Период относительно устойчивого состояния физиологических показателей и работоспособности наблюдается у учащихся на вторых и третьих уроках. Начиная с четвертого урока, у большинства учащихся начинается снижение работоспособности. Самый низкий уровень физиологических функций и работоспособности учащихся отмечается на последних уроках.

Плотность занятия — это отношение времени, в течение которого учащийся занят учебной работой, ко всей продолжительности занятия, выраженное в процентах. К времени занятости относится время, затрачиваемое на выполнение задания, слушание объяснений учителя, наблюдение за показом, подготовку и уборку рабочего места. На основе анализа хронометражных наблюдений, сопоставления их с данными функционального состояния и работоспособности учащихся базируется рациональное построение режима дня детей, определяются оптимальные учебно-воспитательные и физические нагрузки, планируется организация отдыха школьников.

Максимально допустимое число часов в неделю при разной её продолжительности:

  • 1 класс: при 6-дневной недели – 22 часа, при 5-дневной – 20 часов;
  • 2-4 классы: при 6-дневной недели – 25 часа, при 5-дневной – 22 часов.

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся Гигиенически регламентируется и продолжительность перемен между уроками: она должна быть не менее 10 минут; большая перемена (после 2 или 3 уроков) — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускаются после 2 и 3 уроков две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.

При проведении ежедневной динамической паузы допустимо удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

Необходимо учитывать мотивацию учащихся к обучению, отсутствие которой усиливает утомление. Положительная же мотивация к обучению предметам по личному выбору является позитивным фактором, оказывающим благоприятное воздействие на:

  • формирование функционального состояния сердечно-сосудистой системы, способствуя меньшему напряжению центральных механизмов регуляции вегетативного гомеостаза;
  • динамику скорости зрительно-моторной реакции учащихся (в среднем на 50%) и существенное уменьшение (в 5-10 раз) числа ошибок, допущенных при дифференцировке сложных зрительно-моторных реакций;
  • формирование психоэмоционального состояния, способствуя значительному снижению тревожности.

Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений:

  • уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время («большие» формы занятий);
  • «малых» форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.

Анализируя причины утомленного состояния ученика на уроке, учитель должен допускать вероятность многочасовых занятий школьника. Выделяют следующие организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в процессе обучения младших школьников на уроках:

  • гигиенические требования к учебной нагрузке и расписанию уроков;
  • плотность занятий;
  • рациональная организация урока;
  • альтернативный график каникул учащихся;
  • двигательная активность учащихся»;
  • проведение гимнастики до уроков, которая занимает 5-10 минут;
  • проведение подвижных игр на малых переменах и динамической перемене;
  • проведение физкультминуток на уроках, учитывая специфику предмета.

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

  • здоровый ребенок — практически достижимая норма детского развития;
  • оздоровление — не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей;
  • индивидуально-дифференцированный подход — основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Таким образом, здоровьесберегающих образовательных технологий обучения должны обеспечить возможность сохранения здоровья учащихся за период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.