ЗОЖ и подготовка учителей

Дата создания: 2014/01/13

Автор: Устьева Анна

На практике большое внимание уделяется непосредственно проведению уроков, творчеству студентов, а профилактика ЗОЖ, как правило, остается в стороне.

Здоровье должно пониматься как общечеловеческая ценность. И должна преподноситься наряду с общественными тенденциями и пропагандой здорового образа жизни, так как именно система знаний отсутствует в подходе к этому вопросу. Очень важным является самообразование в этом вопросе, пропаганда здорового образа жизни, то есть забота о здоровье детей не должна проходить только на уроках в начальной школе.

Учитель может влиять на здоровье школьников:

  • во-первых, учитель может гигиенически правильно организовать сам педагогический процесс: это своевременная смена статического напряжения при письме и чтении – физкультпауза, активный отдых на переменах, отдых для глаз, смена различных видов учебной деятельности школьников, ее активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены – все это способствует положительным эмоциям учащихся. Это в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни. Меры эти непосредственно связаны с педагогическим мастерством учителя;
  • во-вторых, учитель принимает посильное участие в обеспечении гигиеническим требованиям естественного и искусственного освещения, температурного режима в классе и других факторов внешней среды.

Учитель может и должен быть основным “воспитателем здоровья” ребенка.

Словарь основных терминов, используемых в процессе обучения

Анализ – метод исследования объектов, позволяющий вычленять отдельные части из целого и подвергать их самостоятельному изучению.

Беседа – исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков на основе анализа ответов на поставленные вопросы.

Валеология (Valeo, греч. – здравствовать, быть здоровым) - наука об индивидуальном здоровье, методах его поддержания и укрепления.

Здоровье - (по определению Всемирной организации здравоохранения) это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Здравоохранение - качество и своевременность оказания медицинской помощи.

Личная гигиена – ежедневное, систематическое выполнение гигиенических правил по уходу за телом, одеждой обувью и жилищем.

Личность - человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

Образ жизни – условия и режим труда и отдыха, питание, физическая культура, микроклимат в семье и коллективе.

Обучение - целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности.

Самоконтроль – регуляция самой личностью своего состояния.

Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Утомление – сложное физиологическое состояние, которое возникает благодаря функциональным изменениям в центральной нервной системе и тех органах, которые выполняют физическую нагрузку.