Двигательные упражнения

Дата создания: 2013/12/18

Автор: Деваев Павел

Общие упражнения

Цель выполнения упражнений.Формирование интереса к собственной двигательной активности, культуры понимания собственного тела.

Психологическое назначение упражнений. Развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей. Особенностью этих упражнений является то, что каждое из них имеет определенное название. Это название упражнений ребятам необходимо в обязательном порядке сообщать. Дети чревычайно подражательны, и «вхождение» в ту или иную роль с помощью названия позволит им играть с удовольствием и выполнять упражнения с максимальной отдачей.

Зеркало

Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, которые им показывает взрослый, четко копируя их. Учитель играет роль зеркала, в которое смотрят учащиеся. Они должны:

  • замереть на месте;
  • повернуться вправо, влево;
  • постоять на пальчиках;
  • постоять на пальчиках с закрытыми глазами;
  • постоять на пальчиках и поморгать глазами;
  • покивать головой, как будто соглашаются или не соглашаются с чем-то;
  • постоять, попеременно поднимая над головой левую и правую руку с разомкнутыми пальцами;
  • постоять, обнимая себя за шею то левой, то правой рукой.

Шумовой эффект

Вариант первый

Ребята сидят за партами с закрытыми глазами, опустив голову на руки. Учитель подходит к любому из учащихся и «будит» его. Ученик должен показать, что он проснулся. Он подает голос или создает шумовой эффект: стучит по столу, шелестит бумагой, топает ногами и т. д. Остальные учащиеся, продолжая «спать», должны назвать имя того ученика, который «проснулся», и повторить еще раз звуки создаваемого им шума

Вариант второй

Учащиеся стоят с закрытыми глазами у своих парт. Ученик, стоящий за первой партой, по команде учителя открывает глаза. Он должен выполнить команду как можно тише. Затем он поворачивается к ученику, стоящему за ним, «будит» его как можно тише и садится на свое место. Следующий ученик выполняет то же самое, пока не выполнят задание все ученики класса. Главное условие этого упражнения — четкость, аккуратность и быстрота выполнения при соблюдении максимальной тишины.

Вариант третий

Учащиеся сидят за партами с закрытыми глазами. Учитель выполняет с шумом движения. Учащиеся должны их все вместе повторить.

Клоуны

Учащиеся могут сидеть или стоять. Учитель предлагает им поиграть в клоунов. Для этого они должны выполнить следующие задания:

  • брови свести и развести;
  • глаза сильно прищурить и широко открыть;
  • губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем поджать их;
  • шею максимально вытянуть, а затем опустить ее;
  • плечи максимально свести и развести; руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.

Японская школа

Учащиеся стоят возле парт. В начале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом. После выполнения наклонов, по команде учителя, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон и пожать руку, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса. Наклон должен быть сделан как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, четко и слаженно, без шума.

Балетная школа

Ученики стоят возле своих парт и представляют себе, что они на время стали учениками балетной школы. Они должны опереться о край парты и: стоя на правой ноге, максимально вытянуть вперед левую ногу, затем максимально отвести ее назад, сделать круг в воздухе левой ногой и принять исходное положение; то же самое повторить, стоя на левой ноге. Затем учащиеся, по образцу выполнения учителем, выполняют балетный поклон. Это задание можно выполнять по желанию перед классом.

Десантники

Учащиеся стоят вдоль парт. На несколько минут ребята должны представить себя десантниками, которым предстоят ответственные прыжки. Для этого они должны попрыгать:

  • на двух ногах одновременно;
  • на левой и правой ноге попеременно;
  • сделать перекрестные прыжки.

Затем задание усложняется: учитель предлагает учащимся выполнять прыжки обеими ногами, но по заданному ритму; Ритм выстукивается карандашом на столе или задается определенной музыкой. Учащиеся должны выполнять прыжки, соблюдая ритм.

Канатоходцы

Учащиеся должны представить себе, что они готовятся к восхождению на гору. Для того чтобы «восхождение» оказалось удачным, необходимо научиться «ползать по канату». А для этого необходимо научиться выполнять следующие задания:

  • максимально свести пятки вместе;
  • максимально свести носки обуви вместе;
  • поставить ноги крест-накрест, поочередно меняя их положение;
  • «нарисовать» попеременно каждой ногой знак «808» и свое имя;
  • максимально пальцы ног сжать и расслабить;
  • обеими стопами себе поаплодировать.

Цирковая школа

Для выполнения этого задания ребята снимают обувь и выполняют задание на газете или листе картона. Все задания выполняются сидя. Учащиеся должны представить себя учениками в цирковой школе. Они должны:

  • активно пошевелить пальцами ног;
  • поочередно «покатать» карандаш каждой ступней;
  • пальцами каждой ноги попеременно поднять карандаш с пола;
  • положить на пол газету и пальцами обеих ног смять и разгладить ее;
  • под партой поднять ноги как можно выше и несколько минут подержать их на весу; поставить ноги на пальчики и максимально прогнуть их; поставить ноги на пятки и максимально подтянуть их к себе, пальцами левой ноги пощекотать себе ступню правой нога и наоборот.

Совместные двигательные упражнения

Цель упражнений. Развитие интереса учащихся к совместным двигательным упражнениям. Формирование культуры совместных действий.

Психологическое назначение упражнений. Развитие наблюдательности, умения понимать друг друга без слов, с помощью движений, умения общаться, сопереживать и помогать друг другу, развитие наблюдательности, умения имитировать и подражать, выполнять задания слаженно, четко и ритмично, формировать умение чувствовать себя членом команды.

Пробуждение

Ученики сидят за партами с закрытыми глазами, опустив голову на руки. По команде учителя первый ученик внешнего ряда встает и открывает глаза. Он дает команду следующему ученику и так выполняется упражнение до конца. Главное требование к выполнению упражнения — полное безмолвие и четкое соблюдение очередности.

Близнецы

Учащиеся встают и выходят из-за парт. Они кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:

  • присесть;
  • встать;
  • встать на цыпочки;
  • наклониться влево;
  • наклониться вправо;
  • прогнуться назад;
  • постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;
  • постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене.

Ребята должны выполнять команду слаженно и очень тихо.

Театр пантомимы

Учащиеся встают, кладут друг другу руки на плечи и имитируют движения:

  • поезда;
  • самолета;
  • трактора;
  • гусеницы;
  • черепахи;
  • змеи;
  • медведя;
  • пингвина;
  • езду человека на американских горках.

При выполнении упражнения учащиеся не имеют права отрывать свои руки от плеч товарища. Главное условие — слаженное и четкое выполнение упражнения всеми учащимися, единение мыслей, чувств и движений.

Цапля

Это упражнение будет полезно на уроке, если ребятам предстоит трудная и монотонная работа. Его можно использовать на уроках информатики, иностранного языка и других предметах. Для выполнения упражнения дети должны стать в круг друг за другом. По команде учителя они прыгают на одной ножке друг за другом, пытаясь схватить рукой прыгающего впереди партнера. Упражнение выполняется попеременно на каждой ноге.

Прятки

Учащиеся стоят возле парт и по команде учителя они должны, взявшись за руки, спрятаться под парту. Затем, по команде учителя, вернуться в исходное положение. Выполнить задание необходимо как можно тише.

Путаница

Учащиеся стоят возле парт. По команде учителя они должны поменяться местом возле парты с любым учеником в классе. Заняв новое место, ребята закрывают глаза и протягивают правую руку за спину для своего партнера. Учитель подходит к каждому задает вопрос: «Чью руку ты держишь?» Затем ребята, стоя на своих местах и, поворачиваясь друг к другу, берутся за руки и пожимают их друг другу.

Цапли

Учащиеся стоят возле парт. По команде учителя они должны одновременно кивать головой, стоять попеременно на левой и правой ноге и махать руками, как птица крыльями.

Гири

Ученики стоят лицом друг к другу возле своих парт. По команде учителя они начинают приседать, стараясь выполнять задание синхронно. Ребята должны постараться выполнять задание так, чтобы весь класс выполнял задание как один человек.

Путаница

Учащиеся стоят лицом друг к другу возле своих парт. По команде учителя они выполняют приседания, но при этом они должны выполнять задание не синхронно.

Геометрические фигуры

Учащиеся стоят возле своих парт и по команде учителя, попеременно прыгая на одной ноге, описывают по очереди геометрические фигуры вокруг своего товарища. Начинать нужно с простых фигур, а закончить упражнение можно описанием «8» вокруг своего товарища по парте.

Поддержка

Учащиеся стоят друг напротив друга и протягивают друг другу руки. Один ученик приседает и с помощью второго ученика встает. Тот, кто встает, должен подниматься нехотя. Затем они меняются ролями. Учащиеся выходят из-за парт и берутся за руки. Они приседают, не разрывая рук. И поднимаются, не разрывая рук.

Кролики

Учащиеся стоят напротив друг друга. Берутся за руки и опускаются на корточки. Один из них прыгает вперед, а другой назад. Упражнение выполняется попеременно.

К солнышку

Учащиеся выходят из-за парт, поднимают высоко руки, становятся на носочки и тянутся как можно больше вверх. Они закрывают глаза, мысленно говорят себе хорошие слова и стараются простоять в таком положении как можно дольше.

Мы растем

Учащиеся выходят из-за парт, приседают и поднимают руки высоко над головой. Затем они медленно поднимаются, держа руки над головой.

Ласка

Ребята выходят из-за парт, приседают и стараются обнять себя руками как можно плотнее. В таком положении они должны продержаться как можно дольше.