Оздоровительные двигательные минутки на уроке

Дата создания: 2013/12/18

Автор: Михайлюк Олег

Физкультурные минутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки.

Учащимся младших классов был задан вопрос: «Физкультминутки на уроках математики мешают или помогают?» Ответы были такими:

  • помогают преодолевать сонливость и однообразность урока - 35%;
  • повышают работоспособность — 30%;
  • создают хорошее настроение — 20%;
  • способствуют общению — 6%;
  • мешают уроку — 5%;
  • ограничивают время урока — 4%.

По мнению учителей, использование физкультминуток позволяет оставшееся время использовать гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Каждый комплекс состоит из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз. Подбираются простые, не требующие сложной координации движений. Упражнения охватывают большие группы мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании правильного сидения во время урока. В комплексах физкультурных минут целесообразны упражнения на потягивания, прогибания, наклоны и полунаклоны, полуприседания с различными движениями рук. Физкультурные минутки не проводятся на отдельных уроках: при выполнении контрольных, практических и других подобных работ.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику.

Требования к проведению физкультминуток:

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность.
  • Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
  • Для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.

Виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • упражнения для кистей рук;
  • гимнастика глаз;
  • гимнастика для улучшения слуха;
  • упражнения для профилактики плоскостопия;
  • упражнения, корректирующие осанку;
  • дыхательная гимнастика.

Возможные ошибки:

  • подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
  • увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);
  • выполнение движений с недостаточной амплитудой.

В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Нужно вводить упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Спертый воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки, остановить текущую работу и предложить детям подготовиться к физкультминутке. Дети расстегивают воротнички и принимают исходное положение. Учитель произносит команды четким, громким голосом; он же показывает упражнения, которые выполняются впервые. Для повышения интереса детей на начальных этапах внедрения физкультминуток в школе можно использовать какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток — положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, делая одолжение учителю, желаемого результата не даст.