Упражнения для позвоночника

Дата создания: 2013/12/19

Автор: Засонов Дмитрий

В шестилетнем возрасте опорно-двигательный аппарат продолжает интенсивно формироваться. Результатом этого процесса является осанка. Осанка – это приобретенное человеком в ходе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. Мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабее. Поэтому неправильная, вынужденная поза во время школьных занятий способствует прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата. Несоблюдение гигиенических норм обучения, неправильная посадка, не соответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к нарушением выраженности изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах. Серьезным нарушением является сколиоз, при котором искривление позвоночника сопровождается смещением, поворотом и деформацией позвонком.

Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в двух направлениях – это создание оптимальных гигиенических условий и в то же время проведение работы. Упражнения выполняются стоя.

Ходьба:

  • на месте;
  • на носках, руки вверх;
  • на пятках, руки за голову.

«Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идем на пятках.»

Котик

«Лучик котика коснулся.

Котик сладко потянулся.»

Самокоррекция

Построиться в колонну. Раз – посмотреть налево; два – посмотреть направо. Подравняться.

«Смотрим прямо,

дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо.

Спинка ровная у нас, А осанка – высший класс!»

Елочки

«Ели» - стоя на носках, руки вверх. «Елки» - руки в стороны, ступни ног прижаты к полу. «Елочки» - присесть, руки вперед.

«Есть в лесу при полочки.

Ели-елки-елочки.

Лежат на елях небеса,

На елках – птичьи голоса,

Внизу на елочках – роса.»

Кузнечики

Спина прямая, руки на поясе.

«Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!»

Аист

Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене. И так же плавно опускают. Следить за спиной.

«Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу»

Аист отвечает:

«Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова – правою ногою,

Снова – левою ногою.

После – правою ногою,

После – левою ногою.

И тогда придешь домой»

Зимняя зарядка

Следить за положением туловища и рук.

«Чтобы сильным стать и ловким

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок»

В лесу

Ноги слегка расставить. Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища. Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперед.

«Мы шли, шли, шли.

Земляничку мы нашли.

Сели, поели и опять пошли»

Упражнение повторяется 3-4 раза, меняются только названия ягод (черника, голубика, ежевика и т.д.)

«Мы шли, шли, шли,

Наконец, домой пришли»

Гуси шипят

Исходное положение (и.п.) – ноги врозь, руки за спину. 1 – наклон вперед, голову поднять, сказать: «Ш-ш-ш». 2 – и.п. 3 – снова наклон, руки в стороны – назад. 4 - и.п. Упражнение повторить 5 раз.

Оглянись

И.п. – ноги слегка расставить, руки за голову. 1-2 – поворот вправо, хлопнуть по левой пятке правой рукой, сказать «хлоп». 3-4 – и.п. То же в другую сторону. Повторить 4 раза.

Равновесие

Учитель предлагает детям проверить свою осанку. Упражнение ожжет выполняться как сидя, так и стоя. Ребенок садится прямо, распрямляет плечи, кладет себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до десяти.

Аэробные упражнения:

  • И.п. – стоя, руки к плечам. 1-2 – подъем на носки, руки вверх, вдох. 3-4 – и.п., выдох При выполнении тянуться вверх.
  • И.п. – стоя, руки на поясе 1-2 – отвести руки назад, соединяя лопатки, вдох. 3-4 – и.п., выдох. При выполнении напрягать мышцы спины.
  • И.п. – стоя, руки в стороны, ладони вверх 1 – поочередное сгибание ног, касаясь локтем противоположного колена, вдох. 2 – и.п., выдох Следить за сохранением прямого положения корпуса, руки не опускать, опорную ногу не сгибать.

Ехали

Упражнение выполняется сидя. Спина прижата к спинке стула. С помощью рук дети изображают транспорт, на котором едут.

«На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот!

На реке – пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везет,

Надо сесть в самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит: «У-у-у!»