Чтобы зубы были здоровыми

Дата создания: 2014/03/25

Автор: Вирин Федор

Всем известно, что улыбка украшает человека. М. Горький в своей повести «Детство» писал: «...Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называется красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно». Но красивая улыбка невозможна без кра-сивых и здоровых зубов. Человечество испокон веков волнует проблема сохранности зубов, люди задают себе вопросы: что влияет на здоровье зубов? Какова роль наследственности? Как нужно питаться, чтобы сохранить зубы здоровыми? В чём состоит гигиена полости рта? Сейчас наука продвинулась далеко вперёд, в арсенале человека самые современные технологии, но, тем не менее, наблюдается тенденция к ухудшению здоровья зубов. Налицо парадокс: наши предки, далёкие от цивилизации, каким-то образом умели сохранять зубы крепкими до глубокой старости, а современный человек, с его возможностями в науке и технике, теряет зубы всё раньше год от года. Так в чём же проблема? От чего в большей степени зависит здоровье наших зубов? Как сохранить свои зубы здоровыми, чтобы радовать окружающих своей улыбкой?

Значение и функции зубов

Что такое зубы? Зубы – очень важные органы! Они есть почти у всех млекопитающих, без них хищные животные не были бы такими опасными.

Значение зубов для человека трудно переоценить. Они, и только они нужны, чтобы пе-режевать пищу и начать полноценное переваривание. Человек без зубов мог бы питаться только жидкой пищей. Зубы играют важную роль в образовании речи – они служат стенка-ми, возле которых губы, щеки и язык, двигаясь, образуют звуки. Поэтому состояние зубов влияет на чистоту речи человека. И, к тому же, зубы создают своеобразный защитный барьер между ротовой полостью и внешней средой.

По данным исследований врачей и ученых, состояние полости рта влияет на чело-века и физически, и морально, сказываясь на его развитии, способности получать удоволь-ствие от жизни, внешнем виде, речи, манере жевать, вкусовых ощущениях, на его коммуни-кабельности и даже на ощущении социального благополучия: красивые, здоровые зубы сегодня – это еще и показатель социального статуса.

Плохие зубы человека могут отражаться на общем состоянии здоровья, приводить к за-болеваниям органов желудочно-кишечного тракта и даже к заболеваниям сердца, болезням суставов и ревматизму, нервным расстройствам.

Развитие зубов человека.

Развитие зубов – сложный процесс, который начинается на ранних стадиях развития заро-дыша и продолжается у человека до 18-20 лет. Условно этот процесс можно разделить на не-сколько периодов.

Первый период – до 6-7 месяцев, когда у ребенка зубов еще нет, но зачатки молочных зубов уже заложены в челюстях, начиная с 40-45 дня внутриутробной жизни. Первый молочный зуб появляется у новорожденного на 6-7-м месяце жизни.

Второй период – от 6-7 мес. до 6-7 лет. Его можно охарактери-зовать как период молочного прикуса. За это время прорезываются и вырастают все 20 мо-лочных зубов. В свою очередь различают две стадии периода: первая начинается с момента прорезывания в 6-7-месячном возрасте и заканчивается полным формированием зубных ря-дов в 2-3 года; вторая стадия длится от 2,5-3 до 6 лет. В это время молочные зубы подготав-ливаются к смене на постоянные.

Третий период начинается с конца 6-го года жизни и продолжается до 12-13 лет. Он ха-рактеризуется постепенной сменой молочных зубов на постоянные (их у человека 32).

Строение и виды зубов

Строение зубов связано с выполняемыми функциями. Спереди на верхней и нижней челю-стях располагаются по 4 плоских резца. Позади резцов находятся клыки – длинные, глубоко-сидящие зубы. Как и резцы, они имеют простые одиночные корни. Резцы и клыки служат для откусывания пищи. Позади клыков с каждой стороны имеются по 2 малых и по 3 боль-ших коренных зуба. У коренных зубов бугристая жевательная поверхность и корни с не-сколькими отростками. С помощью коренных зубов пища дробится и размельчается.

У каждого зуба имеются выступающая в ротовую полость коронка, шейка и нахо-дящийся в глубине челюсти корень. Внутри зуба имеется полость. Коронка зуба покрыта твердой эмалью служащей, для предохранения зуба от стирания, проникновения микробов. Большую часть коронки, шейки и корня составляет дентин – плотное, похоже на кость ве-щество. В полости зуба разветвляются кровеносные сосуды и нервные окончания. Мягкая часть в центре зуба называется пульпой.

Дети до 18 лет находятся под опекой родителей. Самое дорогое, что есть у роди-телей – это здоровье ребенка. Мама и папа должны научить ребенка правильно ухаживать за зубами, следить за тем, как он делает это самостоятельно (особенно в раннем возрасте). Начиная с годовалого возраста, не менее 2 раза в год водить сына (дочь) к стоматологу. Ро-дители подбирают необходимую зубную пасту и зубную щетку ребенку, объясняют значение полоскания ротовой полости после еды и обучают этому ребенка. Только мама и папа могут своевременно объяснить своему малышу, что такое жевательная резинка, когда она приносит пользу, а когда вред. Родители смогут всему научить ребенка только в том случае, если они сами владеют нужной информацией.

К сожалению, большинство не владеет необходимой информацией по проблеме. Хотя сейчас в арсенале человека множество информационных источников: научная, публицисти-ческая литература, интернет, телевидение и т.д., но нет главного – потребности в получении знаний о собственном здоровье. Это, скорее всего, связано с тем, что в обществе только с недавнего времени начал пропагандироваться здоровый образ жизни. А ведь для того, чтобы интересоваться собственным здоровьем в качестве профилактики, а не тогда, когда припечёт, нужно с раннего детства человека насыщать информацией о собственном здоровье, учить ребёнка правильно чистить зубы, осознанно выбирать средства гигиены, правильно питаться. Всему этому должны научить ребёнка его родители. А если родители сами многого не знают, испытывают информационный голод? Выход один: информацию о здоровье человека, в частности, информацию о здоровье зубов необходимо сделать открытой и доступной для всех. Желательно, чтобы средства массовой информации стали источником необходимой, полезной и интересной информации.

 

Пропаганда здорового образа жизни по всем направлениям здоровьесбережения должна начинаться в дошкольном возрасте, продолжаться на протяжении школьного периода и не заканчиваться никогда! Активная агитация за здоровый образ жизни, просвещение всех сло-ев населения самыми различными способами должны стать отдельным ведущим направле-нием медицины. Специалисты этого направления должны приходить к человеку, т.е. должны проводиться качественные регулярные медосмотры, а также проводиться санитарное просвещение населения в школах, на предприятиях, в учреждениях, объяснять проблемы заболеваний, способы их избежать и способствовать приходу больного человека на прием к специалисту вовремя, а не тогда, когда болезнь уже запущена. Самостоятельно этот процесс в стране, исходя из ее экономического состояния, будет затянут на длительные десятилетия и будет стоить многим здоровья, а то и жизни.

Зубы – важнейший орган человеческого организма, а ведь человеческий организм – это своеобразная цепь, состоящая из множества звеньев, и если одно звено рвётся, то и вся цепь разрушается. Стоит человеку потерять зубы, сразу начнутся проблемы с пищеварением, обменом веществ и т.д., не говоря уже о том, что человек потеряет внешнюю привлекатель-ность, что в нынешнем обществе является немаловажным. Каждый человек знает, что за зу-бами нужно ухаживать и считает, что делает для здоровья зубов всё от него зависящее. Но так ли это? Нет и на это есть множество причин. Начиная с низкого уровня информирован-ности современного человека и заканчивая человеческой ленью по отношению к собствен-ному здоровью. Да, сейчас ухудшилась экология, люди едят пищу, которая не способствует улучшению здоровья, но всё-таки человек в состоянии сохранить зубы здоровыми, для этого нужно прилагать больше усилий. Бесспорно, множество факторов влияют на здоровье зубов. И знать все эти факторы обязан каждый заботящийся о своём здоровье человек.