Факторы здоровья школьников

Дата создания: 2014/01/03

Автор: Листьев Павел

Валеология была задумана как наука, занимающаяся здоровьем человека. Впервые ее ввел в практику в 80-ых годах прошлого века крымский врач Брехман, а как школьный предмет и специальность педагогическая Валеология введена с 1995 года. Введение в школьный курс этого предмета было вызвано следующими причинами: ухудшение состояния здоровья школьников; изменение окружающей среды; незнание, неумение учащихся управлять своим здоровьем, ведь чаще всего мы задумываемся о здоровье, когда его теряем.

Но ведь нельзя заботу о здоровье перекладывать на плечи одной медицины, необходимо трудиться самим. И заниматься этим надо не только и не столько там, куда люди приходят со своими болезнями, а там где они обучаются, ибо заботе о здоровье нужно научить. Доказано, что приблизительно 75% болезней взрослых заработано в детские годы, Причем наиболее опасный возраст от рождения до 16 лет. Когда-то на первом месте были травмы и увечья, Спустя века среди причин, «уводящих на тот свет», стали эпидемии и инфекции. Сейчас, благодаря науке, человек научился справляться с инфекциями. Но цивилизация дала другие поводы для беспокойства.

Нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, нервное перенапряжение, стрессы, привели к тому, что основными болезнями стали такие, как сердечно-сосудистые, онколгические, эндокринные заболевания. Сейчас больше говорят не о болезнях цивилизации, а о болезнях образа жизни.

Методика исследования факторов здоровья

Оценка состояния здоровья проводилась на двух группах учащихся 9 -11 классов по 40 человек в каждой. Для этого каждому подростку необходимо было в течение двух недель отмечать показатели своего самочувствия, настроения, аппетит, умственную работоспособность, частоту сердечных сокращений, сон и его продолжительность, болевые ощущения, конфликты с друзьями, психологический климат в семье, особенности эмоционального состояния, выполнение утренней зарядки, прогулки на свежем воздухе, время, затраченное на просмотр телевизора или игр на компьютере, занятие спортом и физической культурой. В результате стало известно, что:

  • более 50% учащихся в обеих группах имеют низкий уровень здоровья. При этом уменьшилось почти в пять раз, с 25,5% до 4,6%, число детей с высоким уровнем здоровья;
  • можно предположить, что соблюдение режима дня влияет на состояние здоровья. Из 55,3% подростков с низким уровнем здоровья в первой группе у 100% режим дня не соответствует гигиеническим требованиям. Во второй группе только у одного человека из числа таких же режим дня соответствует требованиям;
  • образ жизни направлен на разрушение здоровья и в дальнейшем может привести к его утрате у 85% учащихся первой группы, у 77% - второй. На образ жизни могут влиять такие показатели, как продолжительность сна, закаливание, физическая нагрузка, рациональное питание, вредные привычки.
  • 36,6% и 60% из исследуемых подростков склонны к табакокурению, а 21% употребляют алкогольные напитки. Оказалось, что из 80 человек у 43 имеются заболевания, связанные со зрением, у 25 есть какие-либо хронические болезни. 52 учащихся наблюдаются в связи с проблемами позвоночника и осанки, у 21 ученика есть долгосрочные освобождения от физической культуры, вследствие различных болезней.