Как правильно лечить детей

Дата создания: 2015/02/17

В период глобального экологического кризиса вопросы здоровья человека выходят на первый план. Современная статистика свидетельствует о росте нездоровых россиян. Постоянное ухудшение здоровья всех категорий населения, в том числе подростков и молодежи, подтверждает «Государственный доклад «Молодежь Иркутской области». Очевидно, что сегодня необходимы экстренные и кардинальные меры для устранения негативной ситуации со здоровьем населения. Однако национальный проект «Здоровье», принятый в сентябре 2005 г., не сможет в полной мере обеспечить ее существенное улучшение, если не произойдут определенные изменения на уровне образовательных учреждений, которые в соответствии с Законом РФ «Об образовании» должны создавать «условия, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся»

На рубеже ХХ-ХХI вв. в медицинской и биологической науках накоплен богатейший материал по оценке влияния обучения на здоровье детей (работы М.В. Антроповой, М.М. Безруких, С.М. Громбаха, С.П. Ефимовой, М.Т. Матюшонок, Г.Н. Сердюковской, А.Г. Сухарева, А.Г. Хрипковой), требующий не только медицинского, но и педагогического осмысления. Анализ научно-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что несмотря на большое количество исследований в области валеологии, синтетической науки о здоровье человека, (Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехмана, Э.М. Казина, В.П. Казначеева, ГА. Кураева, А.А. Разумова и др.), не все теоретические аспекты педагогики здоровья разработаны в равной степени. Одним из наиболее важных аспектов остается проблема сохранения здоровья учащейся молодежи, которая обусловлена противоречиями:

  • между высокими требованиями современного общества к здоровью человека и ростом количества нездоровых людей;
  • между существующим априорным допущением о том, что педагогическая наука рассматривает обучение и воспитание здоровых детей здоровыми учителями в нормальных условиях, и реальным увеличением числа нездоровых школьников до критических величин (по данным М.В. Антроповой только 10% учащихся могут считаться здоровыми);
  • между существующим положением, когда в учебном заведении вопросами здоровья учащихся занимаются преподаватели физкультуры и медицинские работники, и необходимостью валеологизации всего процесса обучения и воспитания – формирования культуры здоровья и здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении.

Важность и актуальность исследуемой проблемы послужили основанием для определения темы работы «Здоровье детей: взгляд наших предков и современных российских учёных». Его цель – краткий исторический обзор философии формирования здоровой личности. Для этого следует решить задачи: 1) проследить процесс зарождения российской педагогики здоровья, 2) показать развитие российской педагогики здоровья в XIХ веке; 3) рассмотреть развитие российской педагогики здоровья в ХХ веке.

Объектом исследования является педагогика здоровья детей и подростков. Предметом исследования стали философские основания педагогики здоровья. Гипотеза исследования состоит в том, что знание историко-философских аспектов педагогики здоровья позволит качественно провести системный анализ педагогической деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся и определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении. Методологической основой исследования явились труды Е.А.Дегтерева, Ю.Н.Синицына, В.А.Капрановой и др. В работе использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов исследования: теоретические (классификация, анализ, синтез и обобщение философской, психолого-педагогической литературы), эмпирические (изучение литературы, документов) и метод обработки данных (метод математической статистики). Новизна данной работы заключается в последовательном изложении, систематизации философско-педагогических взглядов на проблему здоровья, показе необходимости интеграции медико-биологического, психологического и социально-педагогического знания, ориентированного на духовно-нравственное становление личности учащегося.

Зарождение российской педагогики здоровья

Идеи о формировании здорового подрастающего поколения в Древней Руси не составляли предмета особой заботы государства. Поэтому дошли они до наших дней не в указах и постановлениях, а в произведениях, не имевших специального педагогического характер. Тем не менее, уже в поучениях Владимира Мономаха содержится основная идея воспитания - «не давать сильным погубить человека». Она определила и характер физического воспитания в России, продолжавшего, вплоть до XVIII века, оставаться уделом семьи. В Древней Руси профессиональных учителей не было, а роль воспитателя возлагалась на родителей, в первую очередь на мать. Благодаря былинам, формировался образ русского богатыря. Эпос, воспевавший богатырскую силу и физическую мощь, был не только исторической памятью, умом народа, но и сводом нравственных правил. В воспитательных целях в качестве книг для чтения и «назидания в праведной жизни» использовались «Жития святых». В письменных памятниках XIV-XVI вв. «Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия» содержатся сведения о воспитании, его направленности и средствах.

В эпоху правления Екатерины II И.И. Бецким предпринимается попытка создания государственной системы образования. Чистый воздух, «увеселение невинными забавами и играми» И.И.Бецкой считал главными средствами физического воспитания.

Работа над преобразованием воспитания в профессиональную деятельность в России началась со второй половины XVIII века. В статье Николая Ивановича Новикова «О воспитании и наставлении детей» отмечалось, что «первой главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места…».

Александр Николаевич Радищев разделял взгляды Дж. Локка об основных путях и средствах физического воспитания, считая, что оно должно начинаться с самого раннего возраста и осуществляться при помощи разнообразных физических упражнений и закаливания. Развитие и укрепление физических сил, по его мнению, очень важно и для укрепления сил духовных.

История мирового образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на всех этапах его развития рассматривалась по-разному.

В народной педагогике, появившейся на раннем этапе развития общества и включающей представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявлявшиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, устной речи, фольклоре показан процесс воспитания здорового человека.

Истоки педагогики здоровья были разработаны зарубежными исследователями, но дальнейшее развитие они получили у российских мыслителей, философов, писателей, педагогов И.И.Бецкого, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева, А.Ф.Бестужева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Н.И.Пирогова, А.П.Доброславина, Ф.Ф.Эрисмана, В.М.Бехтерева, К.Д.Ушинского, П.Ф.Лесгафта и др. Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, педагоги-новаторы и др. обогатили отечественную педагогику здоровья. Следует отметить, что в советский период здоровье оказалось отчужденным от личности, и вся ответственность была делегирована системе здравоохранения, которая, по признанию самих ученых-медиков, основана на паталогоцентрической парадигме: усилия врачей сконцентрированы на болезнях, а не на здоровье.

Таким образом, проблема формирования здоровья личности в педагогике существует с древнейших времен, но лишь на рубеже XX- XXI вв. становится новой отраслью педагогической науки. Валеология призвана не только обеспечивать психическое и физическое здоровье учащихся, но и стать важным компонентом философии гуманистического образования.