Как сберечь здоровье подростка

Дата создания: 2013/12/04

Автор: Августинова Ульяна

Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательных учреждениях позволяют эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования – формирование здорового образа жизни детей. Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трёх проблем: изменение мировоззрение учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения; изменения отношения воспитателя к детям. Педагог должен полностью принимать ребёнка таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможен путь развития; изменение отношения учителя к задачам процесса оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие детей с максимально сохранённым здоровьем.

Здоровье младших школьников и здоровьесберегающие педагогические технологии как педагогическая проблема

В последние годы в России наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями органов и систем организма, не позволяющими им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки.

Укрепление здоровья детей – важнейшая государственная проблема. По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходят около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но к окончанию первого класса их число увеличивается до 60-70%. Статистические данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей ухудшается в период школьного обучения. Согласно данным Центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора в г. Тольятти (письмо от 25.03.2008 № 356/5 анализ состояния здоровья детей школьного возраста за 2007 год показывает, что только 12,1% школьников практически здоровы, 70,3% учащихся имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья (2 группа здоровья), 16,7% имеют хронические заболевания (3 группа здоровья).

Среди детей имеет большое распространение, так называемая школьная патология. На первом месте в структуре «школьной» патологии стоит нарушение осанки. В целом по городу показатель увеличился на 2,5% по сравнению с 2006 годом. Наибольший рост наблюдался в школах Автозаводского района (на 7%). На втором месте стоит снижение «остроты зрения». Этот показатель вырос на 5,5% по сравнению с 2006 годом. Наибольший рост наблюдался в школах Комсомольского района (на 14%). По городу отмечается снижение числа здоровых детей (1 группа здоровья) и рост числа детей с функциональными отклонениями (2 группа).

В структуре соматических заболеваний (диспансерная группа) 1 место занимают болезни опорно-двигательного аппарата (52,1%), на втором – заболевания желудочно-кишечного тракта (49,5%), на третьем – заболевания органов зрения (42,8%).Отмечается рост числа заболеваний органов дыхания, эндокринных заболеваний.

Наряду с неблагоприятными воздействиями социально – экономических и экологических факторов на рост, развитие и здоровье детей, отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических (школьных) факторов. К их числу относятся:

  • стрессовая педагогическая тактика;
  • интенсификация учебного процесса;
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребёнка, его функциональным и адаптационным возможностям;
  • нерациональная организация учебной деятельности;
  • недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления его здоровья;
  • недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья;
  • отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Организация педагогического процесса

Организация педагогического процесса с позиции сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения – одна из ключевых задач современной школы. Понятие «здоровье» как ценностная категория имеет определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения: «здоровье - состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов».

В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится всё труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Ещё Я.А.Каменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы. Тогда обучение не потребовало бы иного, кроме искусного распределения времени, предметов и методов. Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям – педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии. Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?» (В.В.Гусев, 2000), то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные с особенности технологии от методики – воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!». Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за своё здоровье, воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах – задача-минимум и задача-оптимум. Задача-минимум и отвечает фундаментальному принципу педагогики: «No nocere!» («Не навреди!»). Реализация её рабочей программы включает выявление и каталогизацию факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное (патогенное) воздействие на организм учащегося – его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранение самих этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся и педагогов.

Таким образом, решение задачи-минимум с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьника. В традиционном понимании, сложившимся в нашей стране ещё в советское время, охрана труда - это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье производственника.

«Производство» школьника – его парта, класс, деятельность – учёба. Задача руководства управления образования, директора школы, учителя – по возможности защитить тело и психику ребёнка в школе от воздействия как очевидно травмирующих факторов, так и тех, эффект которых проявляется постепенно, путём кумуляции. То же самое касается охраны труда и здоровья педагогов. Справедливости ради отметим, что приоритеты в охране труда и здоровьесбережении разные: в первом случае – сохранение трудовой единицы и повышение производительности труда (экономическая задача), во втором – забота о человеке, его здоровье (гуманитарная задача).

Принципиально важно, ибо задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.

Задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить ученику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно и новые методы и формы работы.

А именно:

  • Медико-гигиенические технологии. Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относят к компетенции медиков, к ответственности системы здравоохранения. На самом же деле на практике медики давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. В первую очередь к медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Если учитель может только почувствовать, что воздух в классе слишком сухой, то врач-гигиенист сможет определить это инструментально и дать рекомендации по эффективному устранению нарушений.
  • Физкультурно-оздоровительные технологии. Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного.
  • Экологические здоровьесберегающие технологии. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
  • Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители инженерно-технической служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранения жизни требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии. Эти технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени их влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникших проблем. Существуют и другие основания для классификаций здоровьесберегающих технологий.

По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:

  • Защитно-профилактические. К этой группе относятся приемы, методы, технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.
  • Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании ставится задача выполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека от них не представляется возможным.
  • Стимулирующие. Эти приемы, методы, технологии позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.
  • Информационно-обучающие. Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья. Сюда относятся образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные учащимся, их родителям и педагогам.

Обоснование программы здоровьеформирующего образования и воспитания должно включать в себя следующие направления:

  • медицинские аспекты педагогического процесса;
  • формирование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих педагогических технологий;
  • мотивация учащихся, учителей и родителей на свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Первое направление включает в себя комплекс гигиенических мероприятий по нормализации учебного процесса в соответствии с существующими гигиеническими нормативами (учебной нагрузки, школьного расписания, школьной мебели, содержание классных помещений) и контроль за здоровьем учащихся в процессе их обучения в школе.

Сущность второго направления заключается в том, что каждый предмет должен включать в себя элементы, вырабатывающие у школьников мотивацию на здоровье. Для привития специальных навыков целесообразно включать в тематические планы общеобразовательных предметов уроки здоровья, которые отражали бы суть элементов здоровья по пройденному материалу.

Таким образом, без активного участия школы проблему здоровья практически не решить. Для этого необходимо:

  • считать приоритетным направлением в образовании проблему здоровья;
  • школе нужен специалист, который бы занимался конкретными вопросами здоровья;
  • нужна тесная интеграция медицины и образования по формированию здоровья ребенка и реабилитации выявленных форм патологии;
  • нужна конкретная унифицированная программа по формированию и укреплению здоровья школьников элементами учебного процесса.