Мебель и здоровье детей

Дата создания: 2013/12/20

Автор: Тавлик Кирилл

С самого начала обучения в школьной жизни учащихся появляются некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, усвоенные еще в дошкольном возрасте неправильные привычки сидеть, горбясь и искривляя позвоночник, стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной вниз головой и опущенными и сведенными вперед плечами.

Правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологическую прямую посадку. Следует помнить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешить учащимся менять положение тела во время урока.

Основным оборудованием классных комнат и учебных кабинетов являются парты, столы, стулья.

Школьная мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела школьника и обеспечивать правильную рабочую позу во время занятий. Правильная рабочая поза характеризуется следующим. Ученик сидит, наклонив туловище и голову вперед. Расстояние от глаз до тетради 35 см. Спина школьника опирается на спинку стула. Расстояние между грудной клеткой и задним краем стола 5 см (ширина ладони ученика). Предплечья свободно лежат на столе, а плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола. Ноги школьника должны быть согнуты в коленном и тазобедренном суставах под прямым или слегка тупым углом.

Правильное положение тела за столом во время занятий уменьшает нагрузку на опорно-двигательный аппарат, предупреждает нарушение осанки и способствует сохранению работоспособности. Правильная рабочая поза возможна только, когда основные размеры школьной мебели соответствуют пропорциям тела школьника, т.е. должным величинам.

Определение соответствия школьной мебели росту и пропорциям тела школьника:

  • В учебном кабинете определить номера парт (столов, стульев). Для этого надо измерить высоту стола (стула) и пользуясь таблицами или формулами, определить его номер.
  • Подсчитать, сколько и каких номеров парт (столов, стульев) находится в кабинете.
  • Определить, за какими номерами парт (столов, стульев) должны сидеть школьники.
  • Посчитать, сколько и каких номеров столов и стульев необходимо для данной группы учеников.
  • Определить, сколько и каких столов и стульев для данной группы не хватает, и какие столы, и стулья лишние.

Основные размеры школьной мебели:

  • Дифференция стола — расстояние от сиденья стула до крышки стола по вертикали (разница между высотой стола и высотой стула).
  • Высота стула — расстояние от пола до сиденья стула.
  • Глубина сиденья — ширина сиденья стула.
  • Дистанция сиденья — расстояние от края сиденья стула до крышки стола по горизонтали (может быть нулевая, положительная и отрицательная).
  • Дистанция спинки — расстояние от спинки стула до крышки стола.

Должностные основные размеры школьной мебели:

  • Должностная дифференция стола равна расстоянию от сиденья до локтя школьника, прижатого к туловищу, плюс 5 см. Рука при этом опущена вниз и согнута в локтевом суставе под прямым углом. Следовательно, при таком положении руки, локоть должен быть ниже края стола, обращенного к школьнику, на 5 см.
  • Должная высота стула равна длине голени со стопой и обувью, т.е. расстоянию от пола до подколенной ямки при согнутой ноге в коленном суставе под прямым углом.
  • Должная глубина сиденья равняется 2/3 длины бедра.
  • Должная дистанция сиденья отрицательная-4 см., т.е. край сиденья стула заходит на 4 см за край крышки стола, обращенного к школьнику.
  • Должная дистанция спинки равняется переднезаднему диаметру туловища школьника плюс 5 см. Другими словами, между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние в 5 см или это расстояние должно равняться ширине ладони школьника.

Основные размеры школьной мебели не должны отличаться от должных величин более чем на ± 2 см. При отклонении их на 3-4 см и более наблюдается значительные функциональные сдвиги, резкие на-рушения рабочей позы, что со временем приводит к нарушению осанки. До 1971 года в нашей стране выпускали парты Ф.Эрисмана /ГОСТа 1964 г/ семи номеров: от № 6 до № 12 (ростовая школа с интервалом 10 см, т.е. № 6 для детей с ростом 110-119 см № 7 для детей с ростом 120-129 см и т.д.) В настоящее время таких парт в школах практически не осталось.

По ГОСТам 1971 — 1977 гг. выпускаются столы и стулья пяти групп (номеров); А, Б, В, Г, Д (ростовая шкала 15 см). Изготовление парт предусмотрено только для начальных классов.

Парты, столы и стулья должны иметь фабричную маркировку. Мебель ГОСТа 1961-1977 гг. маркируется буквами и разноцветными красками. На нижней поверхности стола и стула имеется в числителе буква обозначающая группу мебели, а в знаменателе — рост школьников, для которых она предназначена.

Цветная маркировка (кружок диаметром 25 мм или полоска шириной 20 мм) наносится на боковую поверхность мебели так, чтобы она была хорошо видна со стороны прохода между столами.

Размеры ученической мебели (в см) по ГОСТу 1971 года:

  • Для роста до 130 см:
    • Цветная маркировка – желтая.
    • Высота крышки, парты, стола – 54.
    • Высота сиденья стула – 32.
  • Для роста 130-145 см:
    • Цветная маркировка – красная.
    • Высота крышки, парты, стола – 60.
    • Высота сиденья стула – 36.
  • Для роста 145-160см:
    • Цветная маркировка – голубая.
    • Высота крышки, парты, стола – 66.
    • Высота сиденья стула – 40.
  • Для роста 160-175 см:
    • Цветная маркировка – зеленая.
    • Высота крышки, парты, стола – 72.
    • Высота сиденья стула – 44.
  • Для роста 175 см и выше:
    • Цветная маркировка – белая.
    • Высота крышки, парты, стола – 78.
    • Высота сиденья стула – 48.

Номера столов и стульев, если на них стерлась маркировка, определяются по таблице или по специально разработанным формулам. В 1985 году был принят новый стандарт школьной мебели. Размеры ученической мебели по ГОСТу 1985 г.:

  • Рост детей 100-115:
    • Цветная марка – оранжевая;
    • Высота стола – 46 см.
    • Высота стула – 26 см.
  • Рост детей 115-130:
    • Цветная марка – фиолетовая;
    • Высота стола – 52 см.
    • Высота стула – 30 см.
  • Рост детей 130-145:
    • Цветная марка – желтая.
    • Высота стола – 58 см.
    • Высота стула – 34 см.
  • Рост детей 145-160:
    • Цветная марка – красная.
    • Высота стола – 64 см.
    • Высота стула – 38 см.
  • Рост детей 160-175:
    • Цветная марка – зеленая.
    • Высота стола – 70 см.
    • Высота стула – 42 см.
  • Рост детей 175 см и выше:
    • Цветная марка – голубая.
    • Высота стола – 76 см.
    • Высота стула – 46 см.

Формулы для определения номеров школьной мебели стандарта, СЭВ 1985 года следующие /Н.Н.Карташев/:

номер стола = (высота крышки стола в см : 6)-6;

номер стула=(высота сиденья стула в см : 4)-5;

номер стола, стула, за которыми должен сидеть школьник = (рост в см-100) : 15 + 1

Деление производится до целых чисел, не принимая во внимание остаток. Для учащихся 6-летнего возраста можно пользоваться дошкольной мебелью ГОСТа 1973 года.

Размеры дошкольной мебели ( в см) по ГОСТу 1973 г.:

  • Рост до 80 см:
    • Цветная маркировка – белая.
    • Высота стола – 34 см.
    • Высота стула – 17 см.
    • Группа мебели – А.
  • Рост 80-90 см:
    • Цветная маркировка – зеленая.
    • Высота стола –38 см.
    • Высота стула – 20 см.
    • Группа мебели – Б.
  • Рост 90-100 см:
    • Цветная маркировка – голубая.
    • Высота стола –43 см.
    • Высота стула – 24 см.
    • Группа мебели – В.
  • Рост 100-115см:
    • Цветная маркировка – оранжевая.
    • Высота стола – 48 см.
    • Высота стула – 28 см.
    • Группа мебели – Г.
  • Рост 115-130 см:
    • Цветная маркировка – желтая.
    • Высота стола –54 см.
    • Высота стула – 32 см.
    • Группа мебели – Д.
  • Рост 130 см и выше:
    • Цветная маркировка – красная.
    • Высота стола –60 см.
    • Высота стула – 36 см.
    • Группа мебели – Ж.

Формулы для определения номеров дошкольной мебели ГОСТа 1973 года следующие (Н.Н.Карташев):

номер стола = (высота крышки стола в см: 6)-4.

номер стула = (высота сиденья стула в см : 4)-3.

Введение в школах кабинетной системы и оборудование кабинетов столами и стульями новых образцов привело к необходимости повседневного контроля над правильностью расстановки стульев, так как они могут оказаться за столами других номеров. Классный руководитель и санитарный актив класса, которые ответственны за этот повседневный контроль, не всегда имеют под рукой таблицы основных размеров столов и стульев.

При подборе парт (столов, стульев) для всех учащихся класса в начале учебного года можно пользоваться следующим приемом. На классной доске от иола отмеряют 115 см (если в классе столы и стулья стандарта 1985 года или ГОСТа 1973 года) или 130 см (если столы и стулья ГОСТа 1971 — 1977 гг.) и проводят мелом на этой высоте черту. Затем от этой черты отмеряют 15 см и проводят мелом вторую черту. Далее через каждые 15 см проводят еще несколько черт. Под чертами пишут номера или группы столов (смотри пример). Затем к доске вызывают по очереди учеников и ставят спиной к доске. На уровне какой цифры или буквы будет голова школьника, такой номер парты (стола, стула) ему и нужен. В журнале напротив фамилии ученика проставляется соответствующий номер.

Практически бесконтрольная посадка школьника дома при выполнении домашних заданий, когда он сидит, как правило, за более высоким столом, чем ему положено. Необходимо объяснить родителям, как надо привести в соответствие с ростом их ребенка основные размеры стола. Прежде всего, необходимо привести в соответствие дифференцию стола с должной дифференцией данного школьника. Это делается следующим образом. Измеряется расстояние от сиденья до крышки стола (дифференция стола) и расстояние от сиденья до локтя школьника и прибавляется 5 см (должная дифференция). Из дифференции стола вычисляют должную дифференцию. Полученная разность будет равняться высоте подставки, которую надо поставить под стул или положить на сиденье стула. При этом локоть руки, прижатой к туловищу, должен быть ниже края стола на 5 см. Допускается отклонение от должной диффе ренции не более чем на + 2 см. При отрицательной разнице подставка ставится под стол.

Если дифференция будет больше должной, то школьник при письме вынужден поднимать правое плечо, что может привести к правостороннему искривлению позвоночника и сколиотической осанке. В тех случаях, когда дифференция будет меньше должной, то школьник при письме вынужден опускать правое плечо, что может привести к левостороннему искривлению позвоночника и сколиотической осанке. При чтении за низким столом школьник вынужден сутулиться, что может привести к формированию кифотической осанки.

Затем надо привести в соответствие высоту стула (вместе с подставкой) с длиной голени школьника. Для этого измеряют расстояние от пола до сиденья стула и длину голени школьника со стопой и обувью (должная высота стула). Из фактической высоты стула вычитают должную величину стула. Полученная разность будет равняться высоте скамейки, которую надо поставить под ноги школьника. Если стул будет ниже должной высоты, то подставка ставится под стул и стол одновременно. Край стула должен заходить за край стола на 4 см (отрицательная дистанция сиденья) . Дистанция спинки контролируется расстоянием между крышкой стола и' грудной клеткой, которое должно равняться 5 см, т.е. практически должно быть равно ширине ладони школьника. Глубина сиденья равняется 2/3 длины бедра школьника.

Несоответствие высоты, глубины сиденья, дистанции сиденья и спинки пропорциями тела ученика способствует формированию у школьника плоской или выпрямленной осанки.