Осанка ребенка и портфель

Дата создания: 2013/12/02

Автор: Ищенко Дмитрий

Часто можно увидеть такую картину: ранец или портфель ученикам младших классов несут в школу родители или кто-нибудь из взрослых. Почему малыши не носят свои портфели сами? Капризы избалованных детей это или сложившаяся необходимость?

Скелет и его значение

Все кости вместе составляют скелет. Зачем он нужен? Скелет – это «доспехи», внутри которых спрятаны наши органы. «Доспехи» защищают органы от ударов и других вредных воздействий. Скелет – это опора, в некотором роде «вешалка», необходимая для того, чтобы тело не выглядело бесформенной массой.

Для того чтобы стать надежной опорой, скелет должен быть крепким. Новорожденный младенец не может не только ходить, но и сидеть, и ползать. Косточки еще мягкие, а мышцы слабые. Пройдет много месяцев, прежде чем малыш научится всему этому. Но и потом, до 18-20 лет, кости и мышцы будут развиваться, крепнуть.

За это время со скелетом могут произойти неприятные вещи. Если позвоночник приобретает изгибы в правую или левую стороны, врач поставит диагноз: сколиоз, т.е. искривление. И это плохо не только потому, что некрасиво. «Позвоночный столб состоит из отдельных позвонков. В центре каждого есть отверстие. Отверстие каждого нижележащего позвонка находится точно под отверстием предыдущего. Все вместе они образуют канал, в котором размещен спинной мозг. Позвонки, как бусинки, нанизаны на «ниточку» - спинной мозг. Только эта «ниточка» достаточно толстая и прочная. Вправо и влево от неё парами отходят нервы, как ветви от ствола дерева. Между позвонками есть дырочки, через которые проходят нервы, устремляясь к внутренним органам, и, внедряясь в каждый орган, регулируют его работу. А когда возникает ненужный или искусственный (приобретенный) изгиб позвоночника, позвонки смещаются».

Позвонки сместились – дырочка сузилась. Дырочка сузилась – нерв пережался. И вот нормальная регуляция органа, к которому направлялся этот нерв, нарушена. В нем возникает болезнь. Как же этого избежать? Прежде всего – держать спину величественно прямо. Это, конечно, трудно. Помочь могут сильные, крепкие мышцы, став настоящим корсетом для позвоночника. А для тренировки мышц необходимы физические нагрузки и тренировки, нужно много двигаться, заниматься спортом. Очень важно следить за осанкой, т.е. положением позвоночника.

Осанка

Что такое осанка? Это привычная поза тела человека в вертикальном положении. Она мо-жет быть правильной и неправильной. Почему так важно иметь правильную осанку?

При правильной осанке позвоночник и стопы обладают наилучшими возможностями пружинить и смягчать толчки и сотрясения в таких движениях, как бег, прыжки, ходьба; все органы в грудной и брюшной полости тела занимают положение, наиболее удобное для их деятельности; улучшается самочувствие и настроение.

При неправильной осанке движения человека становятся неловкими; внутренние органы смещаются, что приводит к нарушению их деятельности; возникают боли в суставах, мышцах, стопах, пояснице». Родители и учителя постоянно напоминают, что нужно ходить и сидеть прямо, не горбясь. Они, конечно, совершенно правы, поскольку это имеет важное значение для правильного развития позвоночника.

Позвоночник может искривиться и под влиянием постоянной нагрузки на одну сторону, например при постоянном ношении тяжелых предметов в одной руке или при увеличении допустимой нагрузки за плечами (превышение нормы веса школьного ранца). Регулярная ассиметричная или превышающая норму веса нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Подавляющее большинство учеников начальной школы (89%) носят ранцы. В словаре Ожегова дается такое определение слова «ранец»: ранец – это жесткая четырехугольная заплечная сумка с откидывающейся крышкой и запором или жесткая сумка для ношения за спиной. И такое определение слова «портфель»: портфель – род жесткой прямоугольной сумки с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг в одной руке. Портфели тоже применяются учениками начальных классов (11%), но гораздо реже, чем ранцы.

Все о портфелях

Из истории возникновения портфеля

Когда появился портфель? Наверное, вместе с тетрадками и книжками. Но ведь и до появления тетрадей люди на чем-то писали. Портфелей сначала, конечно, не было. Какие портфели, если записывали все нужное прямо на стенках пещер! Сначала только цифры. Потом уж, конечно, и истории всякие - про охоту, про праздничные пляски. А если нужно было передать послание куда-нибудь? Тут и пришла первобытным людям в голову мысль писать на костях животных. Лопатка баранья, например, плоская и широкая; много не напишешь, но все-таки хоть самое главное изобразишь острым камнем. А черепаший панцирь – он больше, на нем много чего можно нацарапать. Самые древние из китайцев ухитрились на них целую библиотеку разместить – двадцать тысяч черепашек пожертвовали своими панцирями, чтобы на них древними иероглифами нацарапали сказки и по-учения, медицинские рецепты и правдивые истории. А потом китайцы еще и пронумеровали их все и сложили по темам. В какой портфель может влезть «черепашья» тетрадка?

В Древнем Шумере было легче. Там все записи выдавливали на мокрых глиняных табличках острыми палочками. И понятно, как они до этого додумались. Каждую весну главная река Шумера Евфрат разливалась и покрывала землю слоем вязкого ила. Стоило в него наступить - и след застывал, как камень. "О! – подумали шумеры. – Водой не мочить – так это ж навеки!" И изобрели письменность на глине. А хранили свои таблички в громадных сундуках и здоровенных глиняных сосудах, - какие уж тут портфели! Древние египтяне изобрели папирус. Не портится, легкий, тонкий, можно склеивать в длинные свитки. А делать не так уж и трудно: расщепляется тростник-папирус вдоль и из него плетется что-то вроде коврика, как в детском саду. Потом – под пресс, и пиши кисточкой (перья тоже изобрели позже)! Египетские иероглифы хоть и были очень трудные, зато писать ими можно было хоть слева направо, хоть справа налево, хоть сверху вниз. А если очень распишешься - свернул потом длинный папирус в свиток, да спрятал, нет, не в портфель. В специальный круглый пенал, который носили на шнурке у пояса. Китайцы уже в начале нашей эры пожалели бедных черепашек и все-таки изобрели бумагу. А уж от них бумага попала и в Европу, так примерно лет 800 назад. Все европейцы пришли в восторг от самой бумаги. Им принадлежит заслуга изобретения сумки для ношения бумаги. Портфель слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную.

Заглядывая в будущее

Компьютерная ассоциация TCA из Тайваня создала группу, цель которой способствовать распространению в стране и за рубежом электронных школьных ранцев – компьютеров , которые должны объединить в себе школьные учебники, тетради, дневники и все другое, необходимое школьнику для учебы. Многие эксперты, и не только на Тайване, предсказывают, что эти устройства постепенно заменят традиционные печатные книги. Их преимущества не столько в малом весе (10-дюймовый планшетный ПК имеет массу лишь чуть больше 1 кг), но и в том, что переход на них создаст новую, с несравнимо большими возможностями среду обучения. Кроме того, что в таком компьютере можно хранить не-сколько десятков учебников с картинками, учителя могут централизованно проверять выполненные на них работы и раздавать материалы и домашние задания или, используя электронные доски, передавать свои лекции. Да и сами ученики смогут легко и быстро обмениваться между собой любой сохраненной в «рюкзаке» информацией (учитывая это, задания им придется давать только индивидуальные). Ну что ж! Будем ждать и мы чудо-ранец, ведь нам детям жить в век новых технологий.

Правда о школьных портфелях

Специалисты-медики в один голос утверждают: носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребенка неправильную осанку.

Американские врачи и учителя приняли решение ограничить вес школьных ранцев, которые часто являются непосильной ношей для неокрепших детских плеч. Американцы считают, что их дети должны ходить в школу налегке. В некоторых школах даже решено закупить по два комплекта учебников, чтобы детям не пришлось таскать книги из дома. В других школах медики обучают учеников правильной осанке и способам предупреждения болей в спине. В отдельные дни недели кроме толстенных учебников в ранцах оказываются еще и спортивная одежда и обувь, а также еда, которой заботливые родители снабжают ребенка.

Специалисты Американской академии педиатрии не рекомендуют детям носить грузы, превышающие 10- 20% веса тела. С учетом этого ранец не должен весить более 6,5 килограмма. Хотя незначительные перегрузки сверх новых стандартов и не приводят к серьезным заболеваниям или травмам, они вызывают хронические боли в спине.

В августе 1996 г. Министерство образования Австрии приняло решение об ограничении максимального веса школьных портфелей и рюкзаков 10% от веса тела школьника. Предполагалось, что школьные сумки являются виновниками болей в области шеи, плеч и поясницы у детей школьного возраста. Ношение рюкзака признано более эргономичным и менее вредным для здоровья.

А вот это исследование было выполнено специалистами детской больницы Цинциннати. Они использовали информацию более чем о 12 тысячах случаев травм, связанных с ранцами, рюкзаками и приспособлениями для ношения детей. В поле зрения ученых попали только те случаи, которые потребовали обращения в травмпункт, но не те, с которыми обращались на прием к обычному врачу. Для анализа были отобраны 247 случаев, когда травмы, связанные с ранцем, получали дети в возрасте от шести до 18 лет. Оказалось, что лишь 23% травм были получены, когда дети носили, поднимали или снимали ранец. По мнению ученых, это означает, что вместо ограничения веса учебников и изменения дизайна ранца усилия должны быть направлены на то, чтобы обучить детей им пользоваться. Обратите внимание, сколько хлопот со стороны медиков и педагогов о здоровье детей. Мы специально приводим вам результаты исследований, пусть даже и не нашего министерства, главное, чтобы родители знали больше, перед тем как покупать, казалось, простую вещь – ранец или рюкзак.

Большая часть ранцев и портфелей учеников причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела. Эти исследования, к сожалению, были проведены и опубликованы в других странах. Данная информация стала доступной нам через сеть Интернет. В стране такие исследования тоже проводятся, но афишируются слабо, малодоступно.

Исследования, проведенные в ряде школ Московской области, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы достигает 5-6 килограммов, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений.

С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

  • 1-4 классов – 300 г;
  • 5-6 классов – 400 г.;
  • 7-8 классов – 500 г.;
  • 10-11 классов – 600 г.».

Ученые в ходе эксперимента по отслеживанию вредного влияния тяжелых ранцев на осанку и общее здоровье детей оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и даже 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм.рт.ст., а на правое – 110 мм.рт.ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца превышает 22% веса ученика. Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушению осанки.

Проблемы средней школы

Исследования

Ниже приведены исследования на предмет как обстоят дела с весом ранцев и портфелей в начальных классах школы. План исследования:

  • Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы детей начальной школы (осанка).
  • Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников начальной школы.
  • Проверить вес учебных пособий и сравнить их с гигиеническими нормами.
  • В течение недели наблюдать за изменением веса ранцев в связи с учебными нагрузками и определить средний вес.
  • Фоторепортаж о видах ранцев и портфелей, наиболее используемых учениками начальной школы.
  • подведение итогов по всем перечисленным позициям.

Результаты исследований можно представить по следующим позициям:

  • Большая часть учебников соответствует санитарно-гигиеническим нормам или превышает её не более 15-20%, а вот рабочие тетради к предметам «Окружающий мир», «Английский язык» превышают норму веса на 40-50%.
  • Самый «правильный» ранец (до 800 г.). Ранцы такого веса используют только 9 учеников начальной школы, что составляет 6% от всего числа учеников.
  • Портфели «опасного» веса (более 1200 г.) используют 145 человек, что составляет 81% от всего числа учеников. Очень тяжелые ранцы с принадлежностями (более 10% веса ученика) при исследовании оказались у 65% всех учеников начальной школы. 5 учеников (3,4% всех учеников) используют заплечные сумки, имеющие маленький вес без принадлежностей, но при их ношении тяжесть перемещается на одно плечо, что способствует нарушению осанки.
  • Ранцы, имеющие допустимый вес (10% от массы тела), по средним показателям за неделю были у 31% всех учеников начальной школы.

Анализируя результаты исследований, можно сделать следующие выводы:

  • Приобретаемые для учеников ранцы без школьных принадлежностей в большинстве случаев превышают необходимую норму (до 800 г.).
  • Правильный вес ранца не соответствует его реальному весу.
  • Рекомендовать ученикам, имеющим по медицинским показаниям раннее искривление позвоночника или сколиоз, приобрести портфели весом 500-600 г.

Рекомендации родителям школьников при выборе ранца школьника

Когда-то давно был один размер школьного ранца, сейчас их великое множество. Поэтому нужно правильно подбирать размер рюкзака. Следует запомнить одно несложное правило, когда нужно выбрать: верх рюкзака не должен находиться выше линии плеч, а низ – ниже бедер. Ширина ранца не должна быть больше, чем ширина плеч ребенка. Важно, чтобы задняя стенка ранца или рюкзака была уплотнена и хорошо прилегала к спине школьника, не давая позвоночнику искривляться. Ученику младших классов лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой. Далее следует обратить внимание на материал, из которого изготовлен рюкзак. Чем он легче, тем легче его будет носить. Виниловые или тканевые рюкзаки не менее прочные, чем кожаные, но более легкие по весу. Посмотрите, как выглядят ремни. Они должны быть не менее 8 см шириной и хорошо подгоняться под рост и объем того, кто будет носить рюкзак.

Неправильно подобранные ремни могут передавливать нервные окончания на плечах и руках, и вызывать их онемение. Поверхность рюкзака, прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде специальной подушечки, чтобы носящий чувствовал комфорт, а не углы книг и тетрадей, впивающиеся в спину. Эффективной мерой распределения веса нагрузки рюкзака является использование ремней для пояса или бедер. 50-70% нагрузки снимается с плеч и переносится на нижние части тела. Выбирайте рюкзак, имеющий несколько дополнительных карманов вместо одного большого. Это позволит более равномерно распределить нагрузку, да и вещи будут лучше отделены друг от друга и их легче будет найти.

Медики убеждены: лучше всего, если ребенок будет носить не сумку через плечо или портфель в руке, а именно ранец на двух плечах. Прежде чем окончательно выбрать ту или иную модель, нужно взвесить ее в руках, прикинуть, а не слишком ли тяжела будет ноша. Вес пустого ранца для первоклашки не должен превышать 700 граммов, а нагруженного тетрадками и книжками - двух килограммов. Что же касается ткани, то она, конечно же, должна быть плотной, желательно пропитанной специальным, не пропускающим воду, составом. Из соображений практичности лучше выбирать тот материал, который не потрескается в зимние морозы и не слишком сильно запачкается. Хотя как тут все учесть: ведь малыши любят все яркое.

И последнее. Чтобы рюкзачок или ранец не линял в будущем (чем часто грешит китайская продукция), нужно взять мокрый платочек и проведите по поверхности ранца. Если платочек остался чистым, значит, краска, скорее всего, будет долговечна. Если вы спросите: «Ранец какой фирмы лучше?». То здесь трудно ответить однозначно. Если это европейский производитель, то продукцию аттестовали обязательно с учетом мнения медиков. Как это происходит в Китае или других странах, никто не знает.