ПАВ и социальная среда

Дата создания: 2014/03/25

Автор: Юльева Виктория

Традиционно считается, что специальная воспитательная работа, направленная на профилактику курения, употребления алкоголя и наркотиков, должна начинаться в подростковом возрасте. Однако, как показывают исследования, сегодня эта работа должна начинаться раньше.

Во-первых, первое знакомство с опасными веществами происходит, к сожалению, в более раннем возрасте. Так, 30% 8-9 летних школьников пробовали алкогольные напитки, 17% признаются в том, что брали в рот сигарету. Да и возраст знакомства с наркотиками тоже снижается – отмечаются случаи, когда опасный опыт их употребления дети приобретают в 11-12 лет.

Во-вторых, педагогическая профилактика не может быть сведена к серии нравоучительных ситуативных лекций. Это – длительная, систематическая работа, охватывающая разнообразные сферы жизни ребёнка, подростка, и начинаться она должна задолго до того, как возникает опасность наркотизации.

Между тем, большинство профилактических программ, реализуемых сегодня в школах, которые ориентированы на подростков и старших школьников. Младшие школьники остаются вне зоны педагогического влияния.

Социальная среда младших школьников

Социальная ситуация развития школьного периода характеризуется тем, что ребёнок выходит за пределы семейного мира и устанавливает первые самостоятельные, имеющие собственное содержание отношения со сверстниками и взрослыми: родными, воспитателями просто посторонними людьми. Хотя семейное окружение играет решающую роль в развитии ребёнка этого возраста, его общение перестаёт быть ограниченным семейными рамками. Зачастую именно в этом возрасте, ребёнок впервые попадает в образовательное учреждение, где под влиянием общения с педагогами и сверстниками развивается представление о себе, сознание им своего места в системе первичных макросоциальных отношений, формируются и развиваются коммуникативные навыки.

У школьников в содержание представлений о себе входит отражение своих свойств, качеств, возможностей. Формирование этих представлений (образа самого себя) происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребёнка и информацией, которую он получает в процессе общения. Таким образом, у школьника развивается самооценка. При этом оценка школьником самого себя зависит от того, как его оценивает взрослый.

Следовательно, на этом этапе у ребёнка дополнительно к родительским отношениям формируются новые сферы социальных отношений: «ребёнок - учитель», «ребёнок – дети - соученики», «ребёнок – дети - сверстники», «ребёнок – другие взрослые» и мы можем считать это первой пробой установления социального взаимодействия. Для него характерно следующее:

  1. Игра является ведущей деятельностью, которая позволяет ребёнку включиться в реальные микросоциальные отношения;
  2. эти отношения остаются фрагментарными, не связанными между собой иерархическими связями, поэтому благополучие ребёнку, по прежнему полностью определяется особенностями внутрисемейной гармонии/дисгармонии.

Согласно теории социального учения А. Бандуры, дети учатся тому, как себя вести, наблюдая за поведением других, и «оценивания» подкрепление этого поведения. Если ребёнок видит преуспевающих людей, которые употребляют алкоголь и другие психоактивные вещества, он может подражать им в дальнейшем. Наблюдая за подростками, распивающими во дворе спиртные напитки, ребёнок решает для себя, что это нормальное поведение, которое не только приемлемо, но и желательно. Общеизвестно, что воспитание в алкоголизированной семье, или в среде, где окружающие ребёнка люди употребляют наркотики, является значимым фактором риска приобщения ребёнка к психоактивным веществам, так как ребёнок воспринимает девиантное поведение как образец для подражания. Но в качестве моделей для подражания дети выбирают не только взрослых, с которыми непосредственно взаимодействуют, но и то, что наблюдают в жизни и на экране телевизора. Так, современные дети играют в террористов супергероев, представляют алкоголиков и наркоманов. Таким образом, школьник, «как губка», впитывает информацию, которая поступает из разных источников, и распространённая ошибка взрослых состоит в том, что они, полагая, что ребёнок «не поймёт», предоставляют ему негативные примеры для подражания. Именно в этом возрасте ребёнок решает, «что такое хорошо, что такое плохо». При этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребёнка люди. Следовательно, в этом возрастном периоде в игре развивается личностная активность и происходит личный рост ребёнка, потому что, по сути, это наиболее оптимальная для ребёнка ориентировочная деятельность в смыслах взрослых человеческих отношений.

Содержательной стороной кризиса 7 лет является необходимость перехода к новой социальной ситуации развития, в основе которой лежит смена этапа игровой деятельности этапов социально необходимой и полезной учебной деятельностью. Важными проявлениями кризиса являются:

  • Трудности перехода к произвольному поведению по правилам, которые выражают систему отношений между ребёнком и взрослым, или кризисные признаки формирования произвольного поведения;
  • Трудности перехода от непосредственного восприятия и образных представлений ребёнка о предмете к опосредованному знанию о нём с операционным выделением признаков и параметров, которые могут сравниться между собой, составлять содержание нового, «невидимого глазу» знания, или кризисные признаки линии овладения средствами познавательной деятельности;
  • Трудности расшатывания эгоцентрического отношения с формированием децентрической позиции партнёрства и взаимодействия, внимания на правила поведения и аргументы, переживания и отношения другого или кризисные признаки в линии преодоления феномена эгоцентризма;
  • трудности формирования устойчивого мира переживаний и желаний ребёнка, связанных с мотивационной готовностью вступить в новые отношения (пойти в школу), или кризисные признаки в формировании эмоционально-смысловой стороны личностной активности ребёнка.

Рассматривая особенности младших школьников, необходимо отменить, что в младшем школьном возрасте сохраняются некоторые психологические черты. Такими общими чертами являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность, которые в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и состояния опьянения, или даже способствовать формированию установки на «престижность» употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущает взрослые, и тем самым как бы уверять себя с недоступными ранее взрослым.

Недостаток доверия к миру может стать основной для формирования деструктивной агрессии, немотивированных страхов и также в будущем включать в себя потребность к приему психоактивных веществ, обладающих способностью временно изменять психическое состояние.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что в младшем школьном возрасте начинает проявляться действие неблагоприятных микросоциальных факторов, появляющихся в более ранние периоды развития ребёнка. Важным фактором риска употребления психоактивных веществ становиться школьная дезадаптация, усугубляемая сложными отношениями в семье. Гармоничные семейные отношения, построенные на эмоциональной близости и взаимном уважении, оптимальный стиль общения, хорошая адаптация ребёнка в школе взаимоотношения со сверстниками и учителями выступают как защитные факторы по отношению к приобщению к ПАВ.

Особую значимость влияния на младших школьников их микросоциального окружения следует учитывать при выборе основных направлений профилактического воздействия. В соответствии с этим, кроме непосредственной работы с детьми, основными направлениями профилактической работы будет работа с семьями учащихся, и воздействия на школьную среду.