Причины ухудшения здоровья

Дата создания: 2014/01/03

Автор: Остапенко Римма

В современном неполном образовании в настоящее время существуют положительные изменения: вариативность педагогических подходов к образованию, создаётся необходимость в педагогической поддержке и индивидуальности ребёнка и др., но преобразованиями охвачены не все образовательные учреждения, сохраняется формализованный подход к обучению.

Основными негативными тенденциями в образовании стали:

  • падение уровня обученности;
  • снижение показателей здоровья, которые ухудшаются от класса к классу.

Каковы же причины ухудшения здоровья? Вот некоторые из них:

  • усиление интенсификации учебного процесса;
  • перегруженность программ;
  • снижение двигательной активности и прочее.

Здоровье детей и процесс обучения тесно взаимосвязаны и взаимовлияемы. Все условия жизни ребёнка, воздействующие на здоровье, можно разделить на две группы: факторы внешней среды (экономические, экологические и т.п ), факторы школьной среды (качественная оценка).

С 2003-2004 учебного года в некоторых образовательных учреждениях началось освоение новой программы «Образование и здоровье». Одна из задач программы заключается в разработке комплекса мер по охране и укреплению здоровья. Её реализации будут способствовать:

  • здоровьесберегающая инфраструктура;
  • рациональная организация учебного процесса;
  • организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • просветительно-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности «ЗОЖ»;
  • организация системы просветительной и методической работы с педагогами, специалистами и родителями;
  • профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учеников.

Эффективность реализации программы «Здоровье» будет зависеть от деятельности взрослых (педагогов, специалистов, родителей) и учащихся, которые должны быть не только объектом воздействия здоровьесберегающих технологий, но и субъектом.

Глаза являются важнейшим орудием познания внешнего мира. Глаза – это не только зеркало души, но и общего состояния организма. Ослабление зрения лишает человека полноты представлений об окружающем мире, затрудняет его познание, ограничивает выбор профессии. Причины ухудшения зрения.Внешнее проявление ухудшения зрения в школе заметно: увеличивается количество детей, пользующихся очками; те, кто не носит их – прищуривает глаза. Новыми технологиями (из-за материальных причин) пока не все могут воспользоваться.

Качество зрения определяется состоянием многих органов и систем, прежде всего мозга. Состояние зрения зависит от нервной и психической деятельности мозга, т.е. нервное напряжение и стресс ухудшают зрение (например, происходит спазм глазных мышц). Многие заболевания (диабет, гипертония) влияют на состояние зрения, ведь глаз – это часть организма.

Состояние зрения определяется многими факторами – состоянием сосудистой системы. Системы обмена веществ, нервной, психической и даже скелетно-мышечной системы.

Главные причины нарушения зрения:

  • наследственные факторы;
  • последствия заболеваний;
  • перенапряжение, стресс;
  • неправильное питание;
  • неправильный режим дня;
  • несоблюдение гигиенических правил при письме, чтении, работе с компьютером.

Во время медосмотров не все ученики школы проверяются (т.к. проверка иногда идёт по возрастным категориям). Болезни глаз в структуре заболеваний занимают далеко не последнее место. Врачи предлагают провести экспертизу на соответствие школьной мебели ГОСстандарту, уровня освещённости классов. Медосмотром ежегодно охватываются не все учащиеся школы, а только определённые категории.

Меры профилактики. Наиболее известной мерой профилактики среди учащихся является: употребление в пищу черники – 38% учащихся, упражнения для глаз -30%, 13% считают, что нужно пользоваться специальными тренажёрами и столько же отдают предпочтение лекарствам, 8% считают, что нужно просто не смотреть телевизор и использовать в пищу различные травы, 2% считают, что нужно носить очки и пользоваться хорошим освещением. Применяют меры профилактики для улучшения зрения лишь 47человек, что составляет 38%. Ученики не называют такие причины ухудшения зрения: последствия заболеваний, перенапряжение, стресс, неправильное питание, неправильный режим дня. И ученики, и медицинские работники считают одной из главных причин возникновения глаз – плохое освещение. В то же время с удовлетворением можно оценить тот факт, что больше 50% школьников знает разнообразные меры профилактики. Хотя применяет только 38%, причины разные: хорошее зрение, отсутствие времени и т.д.

Если начиная с первого класса будут:

  • проводится регулярные медосмотры учащихся с отслеживанием результатов состояния зрения;
  • соблюдаться санитарно-гигиенические нормы;
  • проводиться в системе оздоровительная работа;
  • проводиться работа с родителями по сохранению и укреплению зрения учащихся;
  • создаваться оптимальные условия на уроке.

То всё это в целом приведёт к сохранению и укреплению здоровья учеников.