Проблемы школьного питания

Дата создания: 2015/02/16

Охрана здоровья детей и подростков традиционно рассматривается как одна из важнейших социальных задач современного общества, т.к. дети и подростки представляют собой ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социальный, политический и культурный резерв государства.

Здоровье ребенка - одно из важнейших условий успешного освоения всех образовательных программ. За последние годы состояние здоровья детей школьного возраста вызывает особую тревогу, т.к. от начальных к старшим классам число здоровых детей существенно снижается. Проблема сохранения здоровья на Севере, особенно в местах организации крупных промышленных комплексов с высоким уровнем загрязнения окружающей среды, крайне актуальна.

Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье подрастающего поколения, наиболее остро стоит проблема питания. При этом важную роль в общей структуре питания детей и подростков занимает их питание в школе, а организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения.

Правильное, рациональное питание – непременное условие здоровья и благополучия человека. Что такое правильное питание? Что надо делать, чтобы правильно питаться, и надо ли вообще что-то для этого делать? По этим вопросам почти у каждого человека свое мнение. Между тем, большинство не знакомы даже с элементарными истинами, не говоря уже о научных принципах питания, которым, надо учиться точно так же, как мы учимся в детстве ходить, говорить, читать, считать. Без воспитания культуры питания сформировать здоровый образ жизни невозможно. За последние десятилетия особую остроту приобрела проблема оптимального обеспечения организма витаминами и некоторыми минеральными веществами.

Проблемы школьного питания

Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье подрастающего поколения, наиболее остро стоит проблема питания. При этом важную роль в общей структуре питания детей и подростков занимает их питание в школе, а организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения.

Увеличение потребления пищи, содержащей большое количество жиров, сахара и соли, в сочетании с сокращением физической активности приводит к росту таких заболеваний, как диабет, ожирение, сердечно-сосудистые заболевания. Дети, страдающие ожирением, с большой долей вероятности будут страдать ожирением и хроническими заболеваниями в зрелом возрасте.

Немаловажной составляющей, определяющей качество питания, является качество используемой воды.

На территории автономного округа основным источником питьевой воды являются подземные воды, которые составляют 70% от общего количества добываемой воды. Подземные воды загрязнены как природными, так и антропогенными компонентами.

К основным характеристикам воды, влияющим на состояние соматической заболеваемости детей, относятся:

  • превышение предельно допустимой концентрации железа в 13 и более раз. Избыток железа оказывает токсическое влияние на печень, селезенку, головной мозг, усиливает воспалительные процессы в организме человека, приводит к дефициту меди и цинка;
  • превышение содержания марганца, которое оказывает общетоксическое, эмбриотоксическое и мутагенное действие. При длительном воздействии повышенных концентраций марганца увеличивается частота осложнений беременности и родов, частота заболеваний кожи и подкожной клетчатки, мочеполовой и костно-мышечной систем;
  • наличие метана, сероводорода, углеводородов (нефти), которые оказывают на человека онкогенное воздействие;
  • низкий уровень минерализации (ниже гигиенических требований, предъявляемых к питьевой воде, находится содержание элементов: магния, кальция, фтора, йода).

Недостаток магния является предрасполагающим фактором развития сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической болезни, судорожного синдрома у детей, мочекаменной болезни.

Снижение уровня кальция в организме повышает риск развития заболеваний костно-мышечной системы, сердечно-сосудистой системы.

Низкое содержание фтора способствует развитию кариеса, йода - приводит к эндокринной патологии (развитию эндемического зоба), снижению уровня интеллекта подрастающего поколения. Дисбаланс микроэлементов снижает иммунный статус человека.

В связи с вышеизложенным следует, что употребляемая питьевая вода, учитывая ее санитарно-гигиеническую характеристику, не может не сказаться отрицательно на состоянии здоровья детей.

Вопросы охраны здоровья школьников, в том числе контроль за качеством школьного питания, являются межведомственной проблемой, решение которых может быть обеспечено с участием всех заинтересованных ведомств: Департамента образования и науки автономного округа, Департамента здравоохранения автономного округа, территориальным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО - Югре, органов исполнительной власти муниципальных образований.

К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность связана со значительными затратами энергии.

Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо.

Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты – источника кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного - полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.

Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника. Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку.

Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников. Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, - это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии. В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка - смесь трудно перевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.

Белки - это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами. Школьники 7-11 лет должны получать в сутки 70-80 г белка, или 2,5-3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12-17 лет - 90-100 г, или 2 -2,5 г на 1 кг веса. Дети и подростки - юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116-120 г в возрасте 10-13 лет и до 132-140 г в возрасте 14-17 лет.

В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65-60%, у взрослых-50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока - 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного.

Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин - рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.