Проблемы здоровья младших школьников

Дата создания: 2014/01/13

Автор: Рудковский Виктор

За последние десятилетия все чаще и чаще на разных уровнях поднимаются вопросы о здоровье нации, в частности, вопрос о здоровье младших школьников. В обществе здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека. Появляются данные статистики, в которых ясно показано, что здоровье детей ухудшается и это связанно чаще всего со школой. Около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в здоровье. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, поэтому это требует от учителя младших классов глубоких знаний физиологии и гигиены ребенка для эффективного построения учебного процесса.

Негативное влияние по отношению к своему здоровью оказывает ряд факторов, связанных с организацией учебного процесса в школе: увеличение учебной нагрузки, «совершенствование» учебного процесса за счет увеличения объема информации, отсутствие хорошо организованного, качественного питания в школах, отсутствие адаптации учебного процесса к индивидуальным психофизиологическим особенностям детей. Это требует от младшего школьника мобилизации его психофизиологических возможностей, поэтому опытный педагог должен четко представлять себе уровень этих возможностей.

Проблема сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников касается не только семьи, но и учителя. И если люди научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Здоровье детей как социальная проблема современного общества. Ряд факторов, связанных с организацией учебного процесса в школе таких как: увеличение учебной нагрузки, увеличения объема информации учебного процесса, отсутствие хорошо организованного, качественного питания в школах, отсутствие адаптации учебного процесса к индивидуальным психофизиологическим особенностям детей, нарушения санитарно-гигиенических правил и режима школьника, так или иначе, оказывает влияние на здоровье школьников. Лишь очень крепкие и выносливые от рождения дети не испытывают вредных последствий этих нарушений, у других детей в этих условиях могут развиться нарушение осанки, искривление позвоночника, близорукость. Так, неправильное положение ребенка на занятиях в школе и при подготовке домашних заданий, ношение учебников в портфелях и папках при слабости опорно-двигательного аппарата вызывают изменение осанки ребенка с развитием искривления позвоночника. Эти нарушения чаще возникают у детей, которые не занимаются физкультурой и спортом, а также у детей со сниженным зрением и слуха.

Чрезмерная нагрузка, отсутствие правильного чередования умственного напряжения и отдыха, прогулок на воздухе, физических упражнений и физического труда, недостаточный сон, неоправданные перегрузки дополнительными развлечениями ведут к умственному переутомлению школьников. Они становятся легко возбудимыми и раздражительными, капризными, не всегда адекватными в поведении, малообщительными, плаксивыми, плохо усваивают школьные задания. Так постепенно в результате умственного переутомления ослабляется весь организм вплоть до появления тяжелых нервно-психических состояний.

Существенно влияют на рост и развитие учеников дефекты осанки. Вообще процесс формирования осанки как привычной, непринужденной манеры держать свое тело начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима. Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но в большинстве случаев ее нарушения являются приобретенными. Чаще всего нарушения осанки встречаются у детей астенического телосложения, слабо развитых физически. Кроме того, длительное пребывание ребенка за партой в неправильной рабочей позе (неправильная посадка) достаточно легко приводит к патологическим искривлениям и слабости мышц, которые должны удерживать позвоночник в правильной форме; сам же он быстро привыкает к неправильному положению туловища.

Профилактика и коррекция нарушений зрения у детей также составляет сегодня серьезную проблему для начальной школы. Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их довольно много, но особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки.

В условиях свойственной многим младшим школьникам слабой устойчивости аккомодационного аппарата глаза зрительная нагрузка оказывается чрезмерной. Но именно она сегодня является практически неотъемлемым компонентом начального школьного обучения. Подсчитано, например, что шести - семилетний ребенок за несколько часов, проведенных над книгами и тетрадями, нагружает мышцы глаза в такой же степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь столько же времени штангой. Последствия этого не заставляют ждать себя долго: уже к концу первого года обучения у каждого четвертого (!) ученика выявляется близорукость или предшествующее ей состояние Ряд специалистов даже называют близорукость «пошлиной за образование».

Краткая характеристика наиболее распространенных недостатков в физическом развитии и здоровье младших школьников обусловливает высокую значимость организации, с одной стороны, особого щадящего - режима в отношении тех учеников, которые имеют предпосылки или признаки перечисленных выше недостатков. С другой стороны, требуется четкое определение в таком режиме места, роли, форм и содержания специальной коррекционно-оздоровительной игровой деятельности, наиболее важным условием эффективности, которой можно считать продуманный индивидуально-типологический подход к ее планированию и реализации. Помимо общеоздоровительных мер, дети с недостатками в физическом развитии и здоровье нуждаются в оказании им коррекционно-профилактической поддержки, которая обретает преимущественно форму специальных коррекцционно-оздоровителъных занятий с однородными группами детей (в группу входят дети, имеющие сходные недостатки в физическом развитии и здоровье).

Элементарные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников может выражаться через:

  • непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ) (профилактическим методикам-оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж; простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах);
  • привитие детям элементарных навыков (мытье рук, использование носового платка при чихании, и кашле и т. д.);
  • здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием;
  • физкультминуток и подвижных перемен;
  • проветривания и влажной уборки помещений;
  • ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью);
  • специально-организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие основ двигательных навыков);
  • в процессе реабилитационных мероприятий (ингаляции);
  • использование лечебной физкультуры, массажа;
  • массовых оздоровительных мероприятий (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии);
  • в работе с семьей (пропаганда здорового образа жизни;
  • через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории); в работе с педагогическим коллективом (обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения).

Ребенка в школе обучают, как сидеть во время занятий. От учителя в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребенка. На уроках физической культуры в 1-2 классах в доступной форме нужно рассказать о том, какое значение для здоровья и хорошей работоспособности имеет правильная осанка. В мотивации необходимости самоконтроля за своей осанкой нужно использовать разные приемы: эстетические – на стройного, прямо держащегося человека приятно смотреть, это красиво; стремление преодолеть собственные физические недостатки - очень высокий человек, ели держится прямо, со стороны выглядит гораздо приятнее, чем ссутулившийся, согнувшийся; человек маленького роста, ели он держится прямо, - выглядит выше. Медицинские – при прямой осанке лучше работают все органы, весь организм человека. Выбора профессии, достижения жизненной цели - неправильная осанка затрудняет выбор профессии актрисы, офицера, мешает достижениям в некоторых видах спорта. Все эти мотивы легко воспринимаемы в начальной школе.

Ребенок должен иметь ясное представление о том, что такое правильная осанка и как ее воспитать. Для самоконтроля можно рекомендовать учащимся наблюдать за своей осанкой в зеркало. Спина должна касаться спинки стула, предплечья до локтевого сустава лежать на столе, ноги – на перекладине или подставке, должны быть согнуты в коленном суставе под тупым или прямым углом. Стол удобен для занятий, если он на 2-3 см выше локтя ребенка, стоящего около стола. Правильное расстояние от глаз ребенка до книги (тетради) проверить нетрудно: поставив руку на локоть, ребенок кончиками пальцев должен коснуться виска. Между грудью и столом должна свободно проходить ладонь. Книга при чтении должна быть наклонена под углом 450 и расположена на расстоянии не менее 30 см от ребенка. При правильном положении глаза ребенка должны быть на уровне большого пальца руки, поставленной на локоть. Настольная лампа должна быть достаточной Мощности (4-50 Ватт), но не слишком яркой и находиться слева от ребенка и лишь, в крайнем случае, перед ним.

Закаливание. Особое внимание следует обратить на детей, пропускающих занятия из-за простуды, часто приходящих в школу с кашлем, насморком. Практика показывает, что закаленными могут стать все школьники. И тогда резко сократятся пропуски занятий, повысится успеваемость. Закаливание имеет не только оздоровительное, но и большое воспитательное значение. Ребенку нужно прилагать регулярно определенные усилия, пока закаливающие процедуры не станут обычными, ребенок видит конкретные результаты: раньше вода 30 градусов казалась прохладной, а теперь 19 градусов теплой. Дети очень любят сами наблюдать за показаниями водного термометра. Достижение результата (закаленности) может служить стимулом в стремлении к другим конкретным результатам: в учебе, внеклассных занятиях и т.д. У ребенка формируется чувство уверенности в своих силах. В 3 классе на уроке природоведения вполне уместно и полезно обсудить с детьми, как они практически закаливают свой организм и что им это дает. В убеждении детей проводить целенаправленное закаливание могут помочь интересные примеры из жизни выдающихся людей.

Каждый школьник должен следить за чистотой рук, ухаживать за зубами (чистить 2 раза, обязательно на ночь и утром), быть опрятным в одежде и обуви. Но дети младшего школьного возраста довольно часто не умеют правильно мыть руки и чистить зубы. Одежда и обувь школьника должны быть рассчитаны на усиленную потребность детей в движении, на погоду и климат, должны быть удобными, просторными и хорошо проницаемыми для тепла и кожных испарений. Для ношения книг рекомендуется как для мальчиков, так и для девочек школьный ранец с широким ремнем. Каждодневное ношение кипы книг под мышкой или в одной руке может способствовать образованию бокового искривления позвоночника. Многие дети испытывают неприязнь к ранцу и категорически отказываются от него, указывая, что у других детей портфели. Учителям надо приложить усилия и на родительских собраниях доказать пользу ношения книг в ранце, особенно в младших классах.

Первокласснику нужно заниматься подготовкой к уроку, следующего дня не более 1 ч, во 2-м классе - 1-11/2 ч, в 3—4-м классе - около 2 ч. Но по статистике это время оказывается намного больше. В среднем в школе они проводят три часа десять минут, однако в 18 процентах школ, попавших в поле зрение специалистов, занятия у первоклассников длятся по шесть-семь часов. На домашние задания дополнительно уходит от получаса до двух часов. Лишь десять процентов детей занимаются в спортивных секциях и тратят на чтение и компьютерные игры больше часа.

При выполнении домашних заданий целесообразно, как и в школе, устраивать 10-минутные перерывы после каждых 30 мин работы для ученика 1-2-го класса и на 15 мин. Во время перерыва нужно встать, потянуться. Сделать несколько глубоких вдохов, походить по комнате или выполнить несколько легких гимнастических упражнений. Иначе ребенок может переутомиться.

Внешними признаками утомления могут быть изменения в поведении школьника: плохой аппетит, вялость, сонливость, головная боль, потеря интереса к изучаемому предмету Переутомление ребенка, перегрузка нервной системы, способствуют ее истощению, приводят к возникновению неврозов. Статистика свидетельствует, что сегодня 10-15 % детей имеют нервные расстройства. Поэтому как бы ни был занят ребенок уроками в школе и дома, необходимо, чтобы у него оставалось свободное время для отдыха и прогулок, для занятий спортом. Контроль над строгим соблюдением распорядка должны осуществлять не только родители и другие члены семьи, но и сам ребенок.

Грамотно организованный учебный процесс с соблюдением таких условий положительно влияет на здоровье школьника.