Программа для учащиxся 2-4 классов

Дата создания: 2014/03/25

Автор: Хвастова Яна

Анализ результатов исследования причин ранней наркотизации показывает: дети или подростки знакомятся с одурманивающими веществами для того, чтобы «расслабиться», «избавиться от скуки», «стать своим в компании», «спастись от неприятных переживаний», «испытать новые, интересные ощущение» и т.п. Получается, что наркотизация оказывается для них способом решения важных задач социальной адаптации – взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции своего состояния, получение новых впечатлений и т.д.

В блоке, который, предназначенный для учащихся младших классов, не так много информации, непосредственно связанной с аспектами наркотизма, но много игр, заданий, тестов, направленных на развитие у младшего школьника представлений о себе, своём организме, чувствах – своих и окружающих людей, и т.д.

Для реализации программы в школах рекомендуется подготовить учебно-методический комплект, в который входят:

  1. рабочие тетради для школьников: «Учусь понимать себя» - 2 класс; «Учусь понимать других» - 3 класс; «Учусь общаться» - 4 класс.
  2. методическое пособие.
  3. брошюра для родителей.

Рабочие тетради содержат различные варианты заданий, основные на индивидуальной или групповой работе младших школьников. Они обеспечивают творческий характер занятий, позволяет ученикам самостоятельно прийти к тому или иному выводу, сформировать личностно значимые оценки. Наша задача заключается в том, чтобы помогать ребятам, размышлять, анализировать, оценивать те или иные ситуации или обстоятельства.

Например, значительная часть программы посвящена развитию у младших школьников коммуникативных навыков, умения эффективно строить свои отношения с окружающими – сверстниками и взрослыми. Этому способствует изучение тем «Как научиться общаться», «Как научить преодолевать трудности вместе», «Как понять друг друга без слов», «Для чего нужна улыбка», «Кто твой друг», «Как научиться жить дружно» и т.д. Для решения названной задачи используются разнообразные формы работы: анализ литературных отрывков, тестовые задания, ситуационные и ролевые игры. Обсуждение поведения знакомых литературных героев (Тома Сойера, Алисы, Гарри Поттера и т.д.) позволяет ребятам оценить эффективность выбранной персонажем схемы поведения, представить все её «плюсы» и «минусы».

Ответы на вопросы тестовых заданий помогают оценить свои умения в ситуации общения, задуматься над тем, что мешает эффективно взаимодействовать с окружающими. В ходе ситуационных игр младшие школьники отрабатывают различные навыки: как попросить о помощи, как выразить своё огорчение, обиду, как поддержать, подбодрить товарища. Затем эти навыки используются ребятами при разыгрывании мини-спектаклей, сценок (ролевые игры): «Ссора», «Знакомство» и т.д.

Необходимо полностью исключить сведения, которые так или иначе могут пробуждать интерес к наркотизации, провоцировать знакомство с одурманивающими веществами (к ним можно отнести описание состояния опьянения, способы употребления одурманивающих веществ, названия наркотических веществ и т.д.).

Для любой воспитательной программы, помимо определения её содержательного компонента, важно обозначить и механизм её реализации. Где и без того в плотном школьном расписании найти место для профилактики наркотизма и кто может осуществлять такую работу?

С программой по профилактике наркотизма могут работать учителя, психологи, воспитатели группа волонтёров. Уместно включать этот материал в те уроки курса «Окружающий мир», где есть обязательные специальные темы, посвящённые проблемам здоровья; интегрировать его в содержание литературного чтения или русского языка. Действительно, литературные отрывки, о которых уже говорилось выше, могут анализироваться на уроках чтения. Обсуждение пословиц и поговорок о привычках может происходить на уроках русского языка. А оценить разницу в частоте пульса до и после нагрузки можно даже на уроке физической культуры (тем более, это входит в стандарт данного учебного предмета). Площадкой для внедрения данной программы могут стать как школы, так и учреждения дополнительного образования. Поскольку программа носит модульный характер, для её реализации не требуется дополнительные учебные часы. Данную программу можно использовать во время классных часов, при проведения общешкольных мероприятий, а так же при работе с родителями.

Время работы над каждой темой программы так же определяется с учётом её важности и актуальности для ребят, интереса проявляемого ими. Таким образом, конкретная модель реализации программы формируется как самим педагогом в зависимости, как от особенностей образовательного учреждения, так и от особенности детской аудитории, с которой он работает, так ученическим советом (волонтёрами).

Данная программа может служить одним из вариантов организации педагогической профилактики на базе начальных классов. Программа ориентирована на учащихся 2-4 классов.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
  • расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
  • формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение) и других людей;
  • формирование представления об особенностях своего организма, характера, навыках управления своим поведением, эмоциональном состоянием;
  • развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
  • формирование умение противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
  • пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний;
  • просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждение вредных привычек.

Работа по комплекту программы «Все цвета, кроме чёрного» предполагает достижение следующих результатов:

  • Полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
  • дети смогут оценить свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
  • дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
  • дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающими веществами, научиться отказываться от предложений, которые считают опасными.