Психические заболевания у подростков

Дата создания: 2013/12/16

Автор: Ромначук Павел

Выявление дебютов психических заболеваний у подростков

К числу проблем, имеющих прямое отношение к развитию детей, относится проблема детского стресса. А стресс, как известно, может стать причиной многих психических заболеваний у подростков. Подростковый возраст, как показано во множестве исследований, является периодом начал многих заболеваний – различных форм шизофрении, шизоаффективного психоза, маниакально-депрессивного психоза. Кроме этого, психологическим следствием постоянного нервно-психического напряжения, т.е. стресса, становится невроз, который можно охарактеризовать в общих чертах как потерю вкуса к жизни и моральную неспособность заболевшего успешно справляться со своими социальными обязанностями - профессиональными, семейными, межличностными.

Проблема влияния стресса на психическое состояние детей подросткового возраста показалась мне очень актуальной и интересной, потому что причины многих заболеваний взрослых могут быть связаны с пережитыми в детстве стрессами.

Дебюты психических заболеваний у подростков

Подростковый возраст, как показано во множестве исследований, является периодом начал многих, психических заболеваний – различных форм шизофрении, шизоаффективного психоза, маниакально-депрессивного психоза. Для дебютов таких расстройств характерны жалобы родителей, которые приходится слышать довольно часто, коль скоро речь идет о подростках: «все забросил», «перестал чем-то интересоваться», нередко упоминается новое занятие-хобби, которому подросток посвящает все время, причем не слишком результативно. Возможно, речь идет и о явных проявлениях акцентуации характера.

Чтобы понять, нужна ли подростку консультация психиатра ли психолог может обойтись своими силами, в диагностике необходимо ответить на несколько вопросов.

Во-первых, нужно проследить, насколько резкими были данные изменения. Если в более раннем возрасте у подростка отчетливо прослеживались черты, заострившиеся в последнее время, и к тому же между его нынешним состоянием и социальной ситуацией развития видна очевидная связь, то эти признаки свидетельствуют о более благоприятном варианте трудностей. Если личностные изменения слишком резки и не прослеживается никакой связи этих изменений с жизненной ситуацией – это менее благоприятный признак.

Вторым признаком, на который стоит обратить внимание, является наличие/отсутствие так называемого подросткового периода, т. е. периода, предшествующего заболеванию, во время которого симптомы расстройства возникают по нарастающей, начиная с соматовегетативных признаков – расстройства сна, аппетита, возникновения двигательного и эмоционального беспокойства, после чего появляются бред, галлюцинации и другие симптомы, характерные именно для тяжелых психических заболеваний. Разумеется, сами они также являются диагностически значимыми.

Третьим признаком, отличающим дебют психического заболевания от других расстройств (например, неврозов), является критичность к своему состоянию и стремление избавиться от своих вновь возникших трудностей. Подростки с невротической симптоматикой всегда оценивают последнюю как нечто негативное, мешающее нормально жить, и стремятся от нее избавиться. При серьезных психических заболеваниях это не характерно.

Четвертым признаком является наличие специфических расстройств мышления и других психических функций. Они описаны в литературе и подробно изучаются в курсе патопсихологии. Поэтому при обследовании психолог дожжен провести патопсихологическую диагностику для выявления специфических расстройств мышления и других психических функций. Их отсутствие является благополучным признаком. Если психолог пришел к выводу, что подростку нужна помощь психиатра, он может и должен помогать ему своими силами. В частности, необходима консультативная работа с семьей, если ее члены не понимают проблем подростка и своим поведением провоцируют рецидивы заболевания. Необходимо воздействовать и на обстановку в классе вокруг подростка, страдающего психическим заболеванием, чтобы по возможности минимизировать психотравмирующие моменты жизни.

Подростки с акцентуациями характера и психопатии

Проблема акцентуаций характера и их отличия от психопатий является чрезвычайно актуальной в работе детского практического психолога с подростками. В подростковом возрасте черты акцентуаций характера заостряются, что может по внешним проявлениям напоминать картину психопатий, а при наличии в социальной ситуации развития подростка – психогенных факторов, адресующихся, по выражению А. Е. Личко, к «месту наименьшего сопротивления», характерному для анной акцентуации, могут привести к явлениям социальной дезадаптации и формированию личности - по соответствующему психопатическому типу. Не случайно клиницисты начинают ставить диагнозы «психопатия», «патохарактерологическое формирование личности» (т.е. психопатическое развитие на основе соответствующей акцентуации характера) именно начиная с подросткового возраста.

Акцентуациями характера называют крайние варианты нормы, при которых отельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода – психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Работа с подростками, имеющими акцентуацию характера, является очень ответственной и требует большой осторожности. Вывод о том, что у подростка акцентуация по тому или иному типу, недопустимо разглашать, поскольку неосторожно употребленное психиатрическое название акцентуации может быть понято превратно и на подростка будет навешано клеймо «психа». Сообщать об этом учителям и родителям можно, перечисляя особенности личности подростка и давая одновременно рекомендации о том, как смягчить или вообще устранить психотравмирующие моменты социальной ситуации развития.