Рациональная организация учебы

Дата создания: 2013/12/04

Автор: Мишин Сергей

Рациональная организация урока — важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Физиологически обоснованной продолжительностью урока считается 45 минут (хотя не все специалисты согласны с этой нормой). Исключение составляют лишь ученики 1-х классов, для которых урок должен длиться 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью их понимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 2-м и последующих уроках, примерно через 20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы двигательного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки нерациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.

Существуют и различные инновационные варианты структурирования учебного дня, например «составные уроки» (3х30 минут), предложенные проф. Латышевым, здоровьесберегающий результат которых достаточно выражен. Но их внедрение в общеобразовательную школу тормозится существующими правилами и регламентациями.

Оценка соблюдения гигиенических требований проводится по ряду регламентированных позиций с использованием хронометража:

  • плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);
  • числа видов учебной деятельности (письма, чтения, слушания, рассказа, рассматривания наглядных пособий, ответа на вопрос, решения примеров);
  • длительности каждого вида учебной деятельности (в мин.)
  • частоты чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);
  • числа видов преподавания (словесного, наглядного, аудио- визуального через технические средства обучения, самостоятельной работы);
  • места, длительности и условий применения ТСО;
  • частоты чередования видов преподавания;
  • наличия, своевременности, содержания и длительности и физкультминуток.

Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. (Определяется и ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений детей в процессе учебной работы.) Кроме того, определяются и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока.

Для предотвращения наступления у школьников утомления необходимо учитывать, что первые три — пять минут любого урока занимает «врабатывание», т.е. привыкание к учителю и предмету. Оптимально устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут для младших школьников, 20-25 — для среднего звена, 25-30 — для старшеклассников. После этого на несколько минут наступает «предутомление», или неустойчивая работоспособность. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспособность школьников заметно падает, а еще больше снижается интерес к происходящему в классе. Это пока еще утомление, но, если не устраивать физкультминуток и оно от урока к уроку накапливается, наступит переутомление, с которым невозможно справиться только педагогическими методами.

Необходимо учитывать мотивацию учащихся к обучению, отсутствие которой усиливает утомление. Положительная же мотивация к обучению предметам по личному выбору является позитивным фактором, оказывающим благоприятное воздействие на:

  • формирование функционального состояния сердечно-сосудистой системы, способствуя меньшему напряжению центральных механизмов регуляции вегетативного гомеостаза;
  • динамику скорости зрительно-моторной реакции учащихся (в среднем на 50%) и существенное уменьшение (в 5-10 раз) числа ошибок, допущенных при дифференцировке сложных зрительно-моторных реакций;
  • формирование психоэмоционального состояния, способствуя значительному снижению тревожности.

Отдельного обсуждения заслуживает вопрос об альтернативном графике каникул учащихся. Организация недельных каникул после каждых 5-6 недель обучения, по данным ряда исследователей, позволяет в значительной степени нивелировать издержки учебного процесса, снизить его утомляющее воздействие даже при использовании интенсивных педагогических технологий. Улучшение функционального состояния организма учащихся связывается с сокращением продолжительных периодов с выраженной статической нагрузкой и профилактикой кумулятивного утомления в условиях равномерной, более частой возможности отдыха. Такой график каникул способствует сохранению адаптационных возможностей детей в конце года, их эмоциональной устойчивости и повышению учебной успеваемости.

С другой стороны, при частом чередовании режимов «труд — отдых» повышаются требования к адаптационным возможностям школьников — необходимость каждый раз проходить период «врабатывания», занимающий у некоторых из них до 3-х недель. С 2001 г. проводится исследование модели, при которой учащиеся школы разделены по классам на основе их психофизиологических характеристик, и одни классы занимаются по традиционной схеме каникул, а другие — по экспериментальной. Предварительные результаты позволяют положительно оценить такой подход, основанный на принципах учета индивидуальных особенностей школьников.

По данным проведенных в школах опросов, 86% школьников поддерживают эту инновацию. Среди опрошенных учащихся 5-11-х классов 63% считают, что такая структура учебного года обеспечивает им меньшую утомляемость по сравнению с традиционной, 21% видят преимущества новой структуры в более быстром восстановлении их работоспособности, и лишь 4% учащихся отмечают, что они стали больше утомляться. По мнению 39% школьников, с переходом на новую структуру учебного года их школьные успехи стали лучше. Благодаря равномерному чередованию учебного и каникулярного времени, 40% респондентов учащихся отметили улучшение самочувствия.

По результатам исследований, здоровьесберегающий эффект альтернативной структуры учебного года по сравнению с традиционной нормой его организации определяется:

  • снижением острой заболеваемости;
  • снижением в 3-5 раз числа неблагоприятных реакций сердечно-сосудистой системы;
  • сохранением более высоких адаптационных возможностей учащихся в конце учебного года;
  • меньшей частотой случаев повышенной и высокой степени невротизации учащихся;
  • более устойчивым их психоэмоциональным состоянием;
  • повышением учебной успеваемости.
  • если учитывается хотя бы большая часть вышеизложенных требований, то можно утверждать, что каркас здоровьесберегающией организации образовательного процесса в данной школе выстроен.

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузки.

Растущему организму необходимы адекватные физические нагрузки. Надо помнить, что только единичными уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. У ребенка формируется синдром гиподинамии, являющийся одним из условий многих недугов взрослых людей, а тем более подростков. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организована так, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить к их переутомлению.

Основная ответственность за восполнение двигательной активности учащихся в школе ложится на уроки физкультуры. Но при одних формах их проведения, в зависимости от темы и специфики, учащийся реализует: около 27% суточной потребности в физической нагрузке (уроки волейбола, баскетбола, других подвижных игр, плавания); около 40% при занятиях легкой атлетикой; 57% на уроках лыжной подготовки. Хотя на уроках гимнастики реализуется лишь около 10% двигательной активности, это не снижает значимости таких уроков, поскольку именно на них обеспечивается преимущественное формирование жизненно важных двигательных координации.

Построение уроков физкультуры в интересах здоровья школьников — отдельная проблема, представляющая интерес для учителей физкультуры. В этой связи нужно обратить внимание на принцип, которым должен руководствоваться и учитель физкультуры, и администрация образовательного учреждения: «Физкультура без освобожденных!» Парадокс, когда ослабленные, болезненные учащиеся, как раз больше других нуждающиеся в восстановлении и укреплении здоровья, в том числе средствами физической культуры, от таких уроков освобождаются, проводя и эти 45 минут без активного движения.

Наибольший оздоровительный эффект оказывают занятия плаванием и лыжами, так как первые осуществляются в водной сфере, а вторые — на снежной поверхности, что значительно облегчает движения, оказывает закаливающее действие, имеет положительный следовой эффект. В результате реализации внеурочных форм ребенок может удовлетворить до 40% потребности в двигательной активности.

Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений: уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время («большие» формы занятий) и «малых» форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.

К «малым» формам относятся: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы; физические упражнения на удлиненной перемене; микросеансы отдельных упражнений. За счет «малых» форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности. Для них характерны следующие особенности (по Л.П. Матвееву):

  • относительно узкая направленность деятельности: в рамках таких форм реализуются частные задачи, не гарантирующие кардинальных изменений в состоянии занимающегося, хотя и способствующие ему. Это могут быть задачи по умеренной тонизации и ускорению «врабатывания», по некоторой оптимизации динамики текущей работоспособности, по профилактике неблагоприятного воздействия выполняемой работы на состояние организма и т.п.;
  • незначительная продолжительность: «малые» формы как бы сжаты во времени — выполнение упражнений нередко длится всего несколько
  • невыраженная дифференцировка структуры: подготовительная, основная и заключительная части занятия могут быть кратковременными или практически не обозначенными (особенно тогда, когда упражнения подчинены режиму текущей деятельности);
  • уровень функциональных нагрузок во время выполнения «малых» форм относительно невысок.

Хотя «малые» формы играют дополнительную роль в системе физического воспитания, они являются важными факторами оптимизации функционального состояния организма занимающихся, способствуют поддержанию высокою уровня работоспособности, Повышают уровень двигательной активности.

Гимнастика до уроков (вводная гимнастика) на протяжении 5-10 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение — подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы следует менять 2 раза в месяц.

Подвижные игры проводятся на малых переменах и динамической перемене. Последнюю при подходящей погоде лучше проводить на пришкольном участке после 2-3-го урока продолжительностью 20-40 минут. Каждый учитель должен уметь проводить физкультминутки на своих уроках, учитывая специфику своего предмета. Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха. Обычно это проведение 3-5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин.) или урока труда (5-7 мин.). Они проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. В течение урока проводится 1-2 физкультминутки. Они обязательны на третьем и последующих уроках. Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

  • уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
  • активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
  • эмоциональную «встряску» учащихся, возможность «сбросить» накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Нужно вводить упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Спертый воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки, остановить текущую работу и предложить детям подготовиться к физкультминутке. Дети расстегивают воротнички и принимают исходное положение. Учитель произносит команды четким, громким голосом. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель. Для повышения интереса детей на начальных этапах внедрения физкультминуток в школе можно использовать какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток — положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее — наоборот. Для преемственности между физкультминутками, проводимыми разными учителями в одном классе в течение одного учебного дня, организатору (куратору) их проведения в школе — обычно учителю физкультуры — необходимо составить примерную программу для каждого учителя. Она должна быть соотнесена с расписанием уроков. Хорошие результаты дает проведение физкультминуток самими школьниками. Это вменяется в обязанность «дежурным по здоровью» и проводится под контролем учителя. К их проведению подростков надо специально подготовить, что может быть включено в программу уроков физкультуры.

Все шире используются компьютеры в школах. Это ставит перед школой относительно новую проблему, также связанную со здоровьесбережением. Даже не очень продолжительная работа за ПК (не более 1 час.) вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54 подростков.

Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, подростки даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше. Если же они увлечены одной из многочисленных компьютерных игр, то не в силах оторваться от компьютера по нескольку часов. Еще более тяжелые последствия для здоровья наступают, когда у компьютера оказываются младшие школьники. Такой ребенок к вечеру возбужден, раздражен, неуправляем, плохо засыпает, без конца просыпается. В результате на уроках он совершенно неработоспособен. Анализируя причины утомленного состояния ученика на уроке, учитель должен допускать вероятность многочасовых занятий школьника за компьютером (дома или в специальных клубах).

Таким образом, на основе проведённого анализа теоретического материала можно выделить следующие организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в процессе обучения младших школьников на уроках окружающего мира в системе коррекционно - развивающего обучения:

  • гигиенические требования к учебной нагрузке и расписанию уроков;
  • плотность занятий;
  • рациональная организация урока;
  • альтернативный график каникул учащихся;
  • двигательная активность учащихся;
  • проведение гимнастики до уроков, которая занимает 5- 10 минут;
  • проведение подвижных игр на малых переменах и динамической перемене;
  • проведение физкультминуток на уроках, учитывая специфику предмета.

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме здоровьесбережения в процессе обучения младших школьников было выявлено, что данный вопрос освещен очень широко целях улучшения здоровья учащихся. Проведенное исследование подтвердило, что формирование ЗОЖ, сохранение и укрепление здоровья младших школьников будет наиболее эффективным при обеспечении целенаправленного и комплексного подхода к применению разработанных здоровьесберегающих технологий на уроках. Данная проблема является актуальной в современной образовательной среде и может служить в дальнейшем основой для научных исследований.

Здоровьесберегающие технологии — это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.