Рекомендации по сохранению здоровья школьников

Дата создания: 2013/12/04

Автор: Лосева Юлия

Основные факторы, влияющие на формирование здоровья школьников

Внешние факторы:

  • Гигиенические (шум, освещенность, размер помещений, дизайн).
  • Мебель (размеры, размещение).
  • Технические средства (использование ТСО с одной стороны повышает наглядность обучения и создает условия для сохранения работоспособности, с другой стороны увеличивают объем информации, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, высокая плотность подачи материала затрудняет процесс восприятия. Длительность применения аудиовизуальных средств начальная школа не более 15-20 минут).
  • Пищеблок (ассортимент, качество пищи, качество питьевой воды).

Факторы, связанные с образовательным процессом:

  • Объем учебной нагрузки (должен соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям школьников).
  • Расписание уроков, распределение нагрузки по дням.

Недельная динамика работоспособности выглядит следующим образом: в понедельник происходит врабатывание в учебный процесс. Вторник и четверг для 1-2 классов, а среда и четверг для 3-4 классов – дни оптимальной работоспособности. Наиболее низкий уровень работоспособности в пятницу и субботу.

Дневная динамика работоспособности: у школьников младших классов на первом уроке работоспособность довольно низкая. Так как происходит врабатывание в учебный процесс. Период относительного устойчивого состояния работоспособности наблюдается у учащихся на 2 и 3 уроках. С четвертого урока у большинства учащихся наблюдается снижение работоспособности. Самый низкий уровень работоспособности наблюдается на последних уроках.

Организационно-педагогические условия проведения урока

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технологии работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Большая часть этих условий, как и гигиенических, регламентированы в СанПиНах, но, в отличие от первых, здесь бесспорен приоритет компетенции педагогов. От директора школы и завучей (при консультативном участии других педагогов и членов Совета школы) в основном зависят конкретизация учебного плана школы, расписание занятий, контроль за выполнением условий обучения, влияющих на здоровье школьников. Врачи-гигиенисты осуществляют лишь внешний контроль за соблюдением ограничения учебной нагрузки на учащихся и т.п. факторов.

Основные объекты внимания администрации — учебная нагрузка на учащихся (предотвращение перегрузок), создание условий для получения учащимися достаточной физической нагрузки, грамотное использование технических средств обучения, содействие рациональной организации режима дня школьников.

Учебная нагрузка на учащихся, гигиенические требования к расписанию уроков.

Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

  • объем учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • нагрузка от дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
  • занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п.(их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

Главное внимание справедливо уделяется рационально составленному расписанию учебных занятий. «Надо составлять расписание уроков, удобное для детей, а не для преподавателей!» — этот тезис должен стать девизом для администрации школы.

Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов (Сивков, 1988).

Шкала трудности предметов для младших классов:

  • Математика – 8 баллов;
  • Русский (национальный) язык – 7 баллов;
  • Природоведение – 6;
  • Русская (национальная) литература – 5;
  • История (4 класс) – 4;
  • Рисование и музыка – 3 балла;
  • Труд – 2;
  • Физкультура – 1.

Ухудшение работоспособности как у учащихся младших классов может приходиться на разные часы дня: на первом уроке работоспособность, довольно низкая, так как происходит «врабатывание» в учебную работу. Период относительно устойчивого состояния физиологических показателей и работоспособности наблюдается у учащихся на вторых и третьих уроках. Начиная с четвертого урока, у большинства учащихся начинается снижение работоспособности. Самый низкий уровень физиологических функций и работоспособности учащихся отмечается на последних уроках. В этой связи наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими (но не первыми и не последними) уроками. Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд (например: физику, математику, иностранный язык) — лучше чередовать их с менее трудными (например, с историей, географией). Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключения с умственной деятельности на физическую, более эмоциональные, лучше всего использовать во второй части (четвертыми или пятыми), но не в самом конце учебного дня. Следует учесть, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или его эмоциональностью), а определенным сочетанием, совокупностью трех основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся.

Недельная динамика изменения работоспособности выглядит следующим образом. В понедельник происходит «врабатывание» и учебную работу, вторник и среда — дни оптимальной работоспособности, период оптимальной регуляции физиологических функций. В четверг работоспособность падает, а наиболее низок ее уровень и пятницу и субботу.

В течение учебного года динамику умственной работоспособности рассматривают по учебным четвертям. Работоспособность, как правило, значительно снижается к концу 2-й четверти, что связывают с естественным снижением функциональных возможностей организма. Отдых во время зимних каникул способствует восстановлению работоспособности учащихся. Но «врабатывание» в учебный процесс после новогодних каникул на фоне неблагоприятных средовых факторов зимы приводит к тому, что именно февраль оказывается одним из самых трудных месяцев для учащихся (М.М. Безруких). В четвертой четверти умственная работоспособность школьников снова снижается.

Школьное расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним подъемом — в среду и пятницу или во вторник и среду (как в дни самой высокой продуктивности), и считается нерациональным при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также и неравномерном распределении нагрузок в недельном цикле. При организации 5-дневной недели нагрузка учащихся в течение каждого учебного дня не должна быть выше, чем при 6-дневной Учебной неделе: не должно увеличиваться количество занятий, а также суммарный балл нагрузки. Это связано с изменением работоспособности во время учебной деятельности. В начале она повышается (период «врабатывания»), затем устанавливается на высоком уровне (период снижения работоспособности и развития утомления). В период снижения работоспособности выделяют 3 зоны: неполной компенсации, конечного порыва и прогрессирующего утомления. Исходя из этого начало урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегченным, так как продуктивность учебной деятельности в это время снижена. По завершении периода «врабатывания» к учащимся можно предъявить более высокие требования. В это время рекомендуется проводить изложение нового и сложного материала, контрольные работы и др. В середине учебной недели (вторник, среда), четверти и года следует планировать наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую работу и др. По окончании периода высокой работоспособности, т.е. при появлении начальных признаков утомления, если речь идет об учебном дне, рекомендуется проведение уроков труда, физкультуры или других предметов, обеспечивающих смену деятельности.

В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников.

Плотность занятия — это отношение времени, в течение которого учащийся занят учебной работой, ко всей продолжительности занятия, выраженное в процентах. К времени занятости относится время, затрачиваемое на выполнение задания, слушание объяснений учителя, наблюдение за показом, подготовку и уборку рабочего места. На основе анализа хронометражных наблюдений, сопоставления их с данными функционального состояния и работоспособности учащихся базируется рациональное построение режима дня детей, определяются оптимальные учебно-воспитательные и физические нагрузки, планируется организация отдыха школьников.

Гигиенически регламентируется и продолжительность перемен между уроками: она должна быть не менее 10 минут; большая перемена (после 2 или 3 уроков) — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускаются после 2 и 3 уроков две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.

При проведении ежедневной динамической паузы допустимо удинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

Полная гигиеническая оценка (экспертиза) расписания включает исследование и оценку следующих составляющих:

  • Количество учебных смен в школе и начало занятий 1 и 2-й смены.
  • Малые и большие перемены (продолжительность, место и количество больших перемен).
  • Дневная и недельная нагрузка школьников в учебных часах (общее количество ежедневных и еженедельных уроков по классам).
  • Место уроков в расписании учебного дня и недели в зависимости от степени их трудности.
  • Распределение учебных предметов различной трудности по дням недели.
  • Распределение уроков, сходных по характеру учебных действий.
  • Наличие сдвоенных уроков по изучению одного предмета.
  • Место уроков физкультуры и труда в расписании дня и недели (по классам).
  • Соответствие учебной нагрузки динамике работоспособности учащихся.
  • Наличие облегченного дня в течение учебной недели.
  • Особенности организации занятий первоклассников (наличие «ступенчатого» режима обучения).