Заболеваемость учащихся

Дата создания: 2013/12/16

Автор: Овчаненко Светлана

Характеристика заболеваемости учащихся школы

Одним из основных методов оценки здоровья является изучение динамики заболеваемости. Заболеваемость отражает число всех имеющихся у населения болезней. Она может характеризовать отдельную возрастнополовую, профессиональную, социальную группу и все население. Например, заболеваемость учащихся школы.

Показатель «временной нетрудоспособности» определяется по отношению числа дней, пропущенных по болезни к общему числу всех наблюдаемых детей.

Индекс здоровья оценивается в % по отношению детей, не болевших ни разу в году, к общему числу наблюдаемых детей. Анализ ответов учащихся, оценивающих свое здоровье, проводится по заполненным Дневникам здоровья.

Методика изучения функционального состояния дыхательной системы

Оборудование: секундомер.

Методика:

  • сделать обычный вдох. Задержать дыхание, сколько сможете, зажав нос пальцами. Зафиксировать время задержки;
  • сделать обычный выдох. Задержать дыхание, сколько сможете, зажав нос пальцами. Зафиксировать время задержки;
  • выполнить дозированную нагрузку - ходьба по коридору (44 м) в течение 30 секунд;
  • повторить задержку дыхания на выдохе. Зафиксировать время задержки.

Далее следует сделать вывод о функциональном состоянии дыхательной системы, используя следующие данные: у здоровых детей 6-18 лет время задержки дыхания на вдохе колеблется от 16 до 55 секунд; у здоровых школьников задержка дыхания на выдохе – 12-13 секунд; при дозированной физической нагрузке за норму принимается уменьшение времени задержки дыхания на выдохе не более, чем на 50 %.

Изучение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Гарвардский «степ-тест»

Оборудование: метроном, ступеньки деревянные высотой 25-30 сантиметров.

Методика:

  • подобрать ступеньку, соответствующую росту: бедро ноги, поставленной на ступеньку, должно быть параллельно полу;
  • подниматься на ступеньку в течение 5 минут в темпе 30 раз в минуту. Каждый подъем (под метроном) выполнять на 4 счета: «раз» – одной ногой на ступеньку, «два» - другой ногой на ступеньку, «три» - одной ногой на пол, «четыре» - другой ногой на пол. Подсчитать пульс в течение первой половины второй минуты после прекращения работы.
  • рассчитать индекс «А» по формуле:

    А = (Продолжительность работы в секундах) х 100 / 5,5 х (частота пульса).

    Используя данные, можно сделать вывод о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы:
    • низкая (А меньше 50);
    • средняя (А от 50 до 80);
    • высокая (А больше 80).

Здоровье современных школьников не очень хорошее. Многие не знают, как определить возможности сердца и легких, не задумывались над тем, как зависит здоровье от образа жизни. Школьники не обладают информацией о том, как поддерживать свое здоровье.

Практические рекомендации и перспективы

  • вести пропаганду здорового образа жизни, разъяснять важность здоровья на классных часах, во время проведения предметных недель, спортивных соревнований и различных конкурсов;
  • выступить с результатами исследования на классном родительском собрании, посвященном здоровому образу жизни;
  • познакомить с результатами исследования учителей и учащихся на школьном фестивале творческих достижений.