Здоровье и его показатели

Дата создания: 2013/12/20

Автор: Нисина Мила

Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного и неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма.

Существенное влияние на формирование здоровья ребенка оказывает индивидуальная конституция растущего организма, а также его реактивность, унаследованная от родителей и изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья школьников. Так, на сегодняшний день, по данным Министерства здравоохранения России, 90% детей имеют отклонения в состоянии здоровья, у 60-70% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% вовсе хронически больны, и лишь 5-10% детей приходят в школу с диагнозом «здоров».

Современная школа порой сама способствует ухудшению здоровья детей, хотя в последнее время ведется активный поиск здоровьесберегающих технологий. Бесстрастная статистика заявляет, что до 90% выпускников школ покидают ее стены хронически больными, хотя пришли в школу здоровыми.

Проведенное исследование показало, что число болеющих учащихся довольно высоко. Так, среди первых классов из 21 человека 15 болели один-два раза в год, три-четыре раза болело 8 человек. Из 20 третьеклассников, 14 – болело один – два раза в год, два человека – три – четыре раза в год. В 6 классах из 41 человека ни разу не болевших вообще нет и т.д.

Исследования медиков утверждают, что только за год пребывания в первом классе школьник теряет 20% своего здоровья. Возникает естественный вопрос: почему в школе ребенок теряет свое здоровье? По словам школьного медика Новичковой Н.С., в последнее время увеличилось число детей, часто болеющих простудными заболеваниями (ОРВИ, ОРЗ), жалующихся на боли, связанные с желудочно-кишечным трактом. Растет число детей с нарушением зрения. Так, в результате проведенного исследования стало известно, что в каждом классе у 2/3 учеников есть нарушения зрения (миопия, врожденная близорукость и др.), у всех есть рекомендации сидеть на передних партах. Причинами резкого ухудшения зрения учащихся является значительная зрительная нагрузка, которая проявляется в несоблюдении уровня освещенности в кабинетах, низким качеством учебной литературы (темная бумага, мелкий шрифт и др.). Также существенную роль играет цветовая гамма в школьных помещениях, которая иной раз не «радует глаз», а скорее раздражает. Особую роль в нарушении зрения играют компьютеры, которые сейчас имеются у большого числа школьников. В школе уроки информатики ведутся со 2 по 11 класс. Обычно имеется всего один компьютерный класс с 8 компьютерами, которых недостаточно. За одним компьютером занимаются сразу по 2-3 ученика, хотя за дисплеем должен заниматься лишь один ученик, так как для сидящего сбоку, резко ухудшаются условия рассматривания изображения на экране. Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображения на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений, рядом стоящих предметов; необходимо исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. После занятий на компьютере школьникам необходимо выполнить физические упражнения и упражнения для снятия напряжения зрения.

Причины неблагополучия со здоровьем школьников:

  • Функциональное состояние физиологических систем организма четко проявляется в уровне умственной работоспособности школьников и ее динамике в течение учебного дня, недели и года. Учебное расписание – это главный организатор школьной жизни и главный хранитель детского здоровья:
    • При составлении расписания уроков не учитывается чередование трудных, сложных предметов с более легкими (уроки труда, физкультуры, ритмики). Установлено, что со второго урока показатели существенно ухудшаются. Когда в расписании чередуются «трудные» и «легкие» предметы, у детей дольше сохраняется работоспособность.
    • Известно, что дни наиболее высокой работоспособности приходятся на вторник и среду, а наиболее низкий – на пятницу и субботу. В связи с этим нужно по мере возможности «разгрузить» последние дни недели от сложных предметов (математики, физики и др.).
    • В начальной школе, начиная со второго класса, увеличена недельная нагрузка (по 5 уроков в день); в средней школе по 6-7 уроков в день. Особенно нагружены учащиеся, обучающиеся в якутских классах.
    • Особенно большую нагрузку ощущают учащиеся выпускных классов, у которых каждый день, с понедельника по пятницу, имеются дополнительные занятия, подготовительные курсы. Нагрузка выше всяких гигиенических нормативов. Работоспособность учеников должна быть основным моментом в составлении расписания уроков, главные «трудоспособные» дни и часы ученика – это вторник, среда и четверг, второй, третий и четвертый уроки учебного дня. Во все остальные дни нельзя ставить контрольные работы, зачеты и т.д. На практике же все это не учитывается и, стало быть, не учитывается здоровье детей. В один день, особенно в конце четверти, могут быть проведены и две, и три контрольных. Если расписание составляется с учетом продуктивных дней, чередованием «трудных» и менее «трудных» уроков, то в течение каждого учебного дня учащиеся не снижают свою работоспособность, у них отсутствует преждевременная утомляемость, лучше усваивается учебный материал.
  • В результате проведенного исследования по определению уровня экологической комфортности школы, выяснилось, что уровень ниже среднего:
    • Так, не учитывается температурный режим в школьных помещениях, особенно в зимние месяцы (температура в кабинетах, спортзале, коридоре на 4-5 градусов ниже нормы).
    • Уровень влажности в кабинетах составляет 70-75%, что не соответствует норме, которая должна быть 30-60%.
    • Световой коэффициент школьных помещений равен 16, хотя в норме он должен составлять 12.
    • Вентиляционный режим в кабинетах составляет 0,65, что также не соответствует норме равной 0,96.
    • Во многих кабинетах форточки являются нерабочими. Хотя необходимость в проветривании становится сильнее в теплое время года. Плохая вентиляция и нерегулярное проветривание классных комнат, несоблюдение температурного режима в теплое и холодное время года вызывает напряжение терморегуляторных процессов и резкое снижение умственной работоспособности учащихся к концу уроков. Поддержание комфортной температуры, регулярное проветривание классных комнат. А также контроль за чистотой полов в кабинетах, спортзале – важный элемент создания благоприятного экологического пространства. Обязательная сменная обувь осенью и весной позволяет не только соблюдать относительную чистоту в классах, но и улучшает воздушную среду в них. Растения в школьных помещениях также создают необходимый психоэмоциональный комфорт.
  • Безусловной причиной нарушения здоровья школьников является гиподинамия, т.е. недостаточная двигательная активность. Малая подвижность в течение учебного дня противопоказана всем детям, но особенно мальчикам. Казалось, в расписании есть 4 урока физкультуры в неделю во всех классах. Но можно задуматься, выполняют ли уроки физкультуры те цели и задачи, которые призваны воспитать в человеке сознание ценности здоровья, хранить его и укреплять, словом вести здоровы образ жизни. На уроках физкультуры у детей очень низкое желание заниматься культурой своего здоровья, так как преподается не физкультура, культура здоровья, а спорт. Сдачи нормативов являются критерием оценки по физкультуре. А должно быть – состояние здоровья учеников. Ведь большую часть урока учитель занят приемом нормативов, стоя с секундомером, где двое бегут, остальные ждут своей очереди. У школьников с низкой двигательной активностью возникает снижение работоспособности и выносливости. Они чаще болеют, страдают ухудшением зрения, осанки, различными функциональными расстройствами психического здоровья. Поэтому необходимо внедрять физкультминутки, физкульпаузы на уроках, подвижные игры на переменах, игры на воздухе.
  • Каждый человек с рождения живет по своим биологическим часам. В настоящее время известно множество ритмических процессов в организме, называемых биоритмами. Несовпадение внутренних ритмов человека с ритмами окружающей среды может стать причиной болезненных явлений. Центральное место среди всех ритмических процессов занимают суточные ритмы, имеющие большое значение для организма. Климат также оказывает серьезное воздействие на самочувствие человека.
  • Результаты тестирования по определению состояния здоровья и самочувствия учащихся школы показали, что 35,5% ценят свое здоровье и ведут здоровый образ жизни, 62,2% не очень ответственно относятся к своему здоровью, 2,2% легкомысленны по отношению к своему здоровью. Отлично чувствуют себя только 8,8%, 82,2% учащихся раздражены и чувствуют усталость, 8,8% слишком перегружены. Ребенок, рано утративший здоровье, это человек с комплексом проблем, так как на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы.

Ребенок не должен расплачиваться утратой своего физического, психического и нравственного здоровья за получаемые в школе знания. Состояние здоровья человека зависит не только от внешних условий, но от его собственного отношения к здоровью. Конечно же, начинать его необходимо со школы, так как роль школы в сохранении и укреплении здоровья является ведущей.

Для нормального роста и развития детей, укрепления их здоровья, повышения физиологической и иммунной реактивности организма, охраны зрения, состояния психологических функций важное значение имеют такие внутришкольные факторы, как уровень освещенности, температура и влажность в школьных помещениях, качество воздушной среды, психоэмоциональный настрой урока.

Для предотвращения утомляемости и перегрузок, а также создания условий успешного обучения и сохранения здоровья школьников расписание уроков должно составляться с учетом физиолого-гигиенических требований. Гигиеническое воспитание родителей, имеющих детей школьного возраста, должно быть направлено на повышение роли семьи в формировании здорового образа жизни ребенка, к приобщению его к занятиям физической культуры, спортом, на борьбу с вредными привычками. Родителям необходимо разъяснять важность разумного решения вопроса об объеме внешкольных нагрузок, поскольку стремление родителей дать детям всесторонне гармоническое развитие без учета состояния здорового ребенка, его способностей, склонностей на фоне уменьшения времени досуга, в том числе времени пребывания ребенка на воздухе, его двигательной активности, нарушении режима дня и т.д., зачастую приводит к переутомлению, снижению физической и умственной работоспособности, возникновению рядя хронических заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.

Жизнь ставит новую задачу – сформировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдения необходимого режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, употребление спиртных напитков, токсикомания). Иными словами, здоровью надо учить.

Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья. Эта одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни, а значит, и причина их низкого уровня здоровья. Поэтому для оздоровления общества важно сформировать у учащихся валеологическую грамотность, ценностное отношение к здоровью. Валеологическая грамотность не ограничивается знаниями о способах сохранения здоровья. Знания лишь ориентируют учащихся в окружающем мире, но не определяют их поведение. Для того чтобы учащиеся в своей повседневной жизни ориентировались на полученные знания, следовали принципам здорового образа жизни, необходимо сформировать у них убеждения и соответствующие валеологические умения.