Здоровье и здоровый образ жизни школьника

Дата создания: 2014/01/08

Автор: Цеплакова Римма

Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

Валеология (Valeo, греч, - здравствовать, быть здоровым) – наука об индивидуальном здоровье, методах его поддержания и укрепления. Впервые термин введен И.И. Брехманом (1982 г.). Валеология является интегративной наукой, так как используют результаты различных отраслей медицины, психологии, философии и др. Первая кафедра Валеологии создана одним из основоположников развития этой науки д.ф.н., д.м.н., академиком Петровской академии наук В.П. Петленко на базе Ленинградского государственного института для усовершенствования врачей, ныне Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

Так что же такое здоровье? Здоровье - (по определению Всемирной организации здравоохранения) это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Принято подразделять здоровье на индивидуальное и общественное, или популяционное, которое характеризует здоровье общественных и демографических групп населения.

Говоря об индивидуальном здоровье, имеют в виду сохранение и развитие биологических и психических функций человека, оптимальной работоспособности и социальной активности при наибольшей продолжительности жизни. Для детей школьного возраста индивидуальное здоровье определяет, в частности, способность овладения всеми знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой. Утрату ребенком познавательной и игровой активности следует расценивать как потерю здоровья.

В современном научном понимании здоровье детей и подростков включает комплекс признаков:

  • соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем;
  • гармоничное физическое развитие среднего или выше среднего уровня;
  • быстрая адаптация организма к новым условиям;
  • высокая умственная и физическая работоспособность;
  • отсутствие болезней в течении года или кратковременная болезнь (5-7 дней) с полным выздоровлением.

На сегодняшний день существует 5 групп здоровья:

  • здоровые дети и подростки;
  • дети и подростки, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а так же пониженную сопротивляемость заболеваниям повышенную утомляемость;
  • дети с наличием хронических заболеваний, с частыми обострениями;
  • дети инвалиды I, II групп здоровья.

Здоровье человека зависит от условий труда, обучения и быта, привычек и поведения людей, качества окружающей среды, материальной обеспеченности, уровня развития здравоохранения и т.д. Степень их влияния различна. Специалисты, характеризуя удельный вес для здоровья тех или иных факторов, объединили их в четыре группы:

  • образ жизни – условия и режим труда и отдыха, питание, физическая культура, микроклимат в семье и коллективе ~ доля влияния на здоровье около 50%, При этом факторами риска болезни, связанными с образом жизни, являются: нерациональная организация деятельности и досуга, неправильное питание, вредные привычки, злоупотребление лекарствами, плохие материально-бытовые условия, гиподинамия, стрессовые ситуации, низкий образовательный уровень и культурный уровень членов семьи;
  • наследственность – генетика, биология человека – доля влияния на здоровье примерно 20%. Факторы риска предрасположенность к наследственным болезням;
  • окружающая среда, природно-климатические условия – доля влияния на здоровье 20%. Факторами риска являются: загрязнение воздуха, воды, почвы, резкие смены атмосферных явлений, повышенный уровень космических, магнитных и других излучений;
  • здравоохранение качество и своевременность оказания медицинской помощи – доля влияния на здоровье 10% . Факторы риска: неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание ее прогрессирования.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В последнее время становится попятной некоторая ограниченность традиционной классно-урочной системы организации учебного процесса, в связи, с чем актуальна задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий.

Технология – это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Часто очень близко с термином «педагогическая технология» используется термин «методика», поскольку это понятие как совокупность конкретных действий педагога, наиболее близко по смыслу с понятием «образовательная технология». Однако методика описывает организацию и систему работы учителя, а технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же врем, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья. Технологии здоровьесберегающей педагогики, рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

По статистике 2/3 выпускников выходят из стен школы с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии, связанными с перегрузкой учебным материалом. Педагоги осознают свою причастность к ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся и видят решение проблем негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Сложилось мнение, что ребенку не хватает двигательной активности в школе на уроках физкультуры. Но кроме проблем в изменении двигательного режима в школе, не меньшего внимания заслуживает вопрос о его соответствии научным медицинским рекомендациям. Выполнение некоторых упражнений чревато самыми неблагоприятными последствиями. Нельзя допускать в школу образовательные технологии и оздоровительные мероприятия, не проверенные специалистами. Но действующему законодательству все, что школьник приносит в школу, должно иметь рекомендательные документы, и проверено на «безопасность». Нельзя допустить, чтобы физическое воспитание преподавалось только на секциях. Физическое воспитание имеет ряд различных функций, только в своем комплексе способствующих гармоничному развитию ребенка.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии направлены на устранение следующих проблем:

  • повышения физической активности детей;
  • организации школьного питания (90% школьников имеют дефицит продуктов питания в ежедневном рационе);
  • обеспечения медицинских услуг в школе и организации психологического и социального консультирования;
  • повышения квалификации работников школ и работников в области здравоохранения;
  • активного участия семьи, общества в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей.

Здоровье школьника зависит от многих факторов. Но одним и наиболее значимым из них является учебно-воспитательный процесс. Для грамотной организации учебно-воспитательного процесса необходимо владеть понятиями здоровьесберегающей педагогики.