Здоровый образ жизни и его внедрение в жизнь школьника

Дата создания: 2013/12/04

Автор: Николайчук Павел

Изучение опыта здоровьесберегающей организация учебного процесса в школах города Тольятти

В учебных заведениях города Тольятти активно внедряются здоровьесберегающие технологии по сохранению и улучшению здоровья школьников. Системный подход к решению поставленных проблем позволил определить основные направления деятельности, охватывающие различные аспекты управления педагогическим процессом на разных уровнях его организации:

  • сохранение модели экологической направленности образовательной среды, влияние которой на состояние здоровья субъектов педагогического процесса не вызывает патологических изменений;
  • разработка и внедрение технологий реабилитации и физической работоспособности в педагогическом процессе;
  • формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов педагогического процесса.

Была разработана программа образовательного курса  по основам здоровьесбережения для учителей и родителей «Оздоровительные технологии в организации жизнедеятельности школьников» (автор О.А.Шклярова). Опираясь на эту программу, для педагогов традиционно проводятся научно - методические семинары, основная цель которых информационное обеспечение педагогов системой знаний о здоровье и его факторах, способах и приёмах реабилитации здоровья при различных видах деятельности, освоение инновационных педагогических технологий здоровьесберегающего обучения. Регулярно проводится и родительский всеобуч.

Приоритетным направлением остаётся формирование достаточного уровня здоровьесбережения грамотности у учащихся. Прежде всего здоровьесберегающие образование осуществляется в учебной деятельности через уроки здоровья. Вместе с тем, в структуру и содержание уроков практически по всем предметам базового компонента образования включаются элементы здоровьесберегающего сопровождения в учебной деятельности. Так, в начальной школе разработаны здоровьесберегающиее фрагменты учебного содержания на каждый урок, которые несут фундаментальные знания, а методика их преподнесения способствует дополнительному формированию знаний и эмоционально – ценностных ориентаций по отношению к здоровью.

Кроме этого, на всех уроках в учебных заведениях используются технологии реабилитации умственной и физической работоспособности учащихся:

  • начальные классы занимаются по здоровьесберегающим и здоровьеразвающим технологиям профессора В.Ф.Базарного: обучение в режиме динамических поз, системы физических упражнений, коврики для профилактики плоскостопия, офтальмотренажёры, зрительные круги и др., которые оказывают положительный эффект на умственную работоспособность, поведение и успеваемость школьников и препятствуют развитию утомления;
  • в школах предусмотрен дополнительный двигательный режим: уроки здоровья, подвижные перемены, динамические паузы, спортивные игры на улице, утренняя зарядка для первоклассников, занятия в спортивных секциях: волейбол, баскетбол, футбол и др.

Целенаправленная работа по сохранению и развитию здоровья учащихся дала высокий результат. Анализ состояния здоровья учащихся на основе ежегодного медицинского профосмотра позволяет составить картину по основным видам заболеваний учащихся и проследить динамику количественных изменений этих заболеваний. По результатам профосмотра выявлено:

  • заболевания опорно-двигательного аппарата (основная школьная патология) уменьшились в начальных классах на 1,1%, в 10-х классах - на 1%;
  • заболеваемость органов дыхания уменьшились в начальных классах на 0,5%, в 10-х классах - на 1%;
  • заболеваемость ЖКТ в начальных классах осталась на прежнем уровне, а в 10-х классах уменьшилась на 1%;
  • патология органов зрения для всех учащихся увеличилась на 3,1%;
  • снижены показатели заболеваний сердечно - сосудистых заболеваний в начальных классах на 1,1%, в 10-х классах - на 2%;
  • снизилась заболеваемость центральной нервной системы по гимназии на 1,4%.

Активизация научно – исследовательской работы учителей и учащихся является серьёзным стимулом внедрения здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Созданное в гимназии научное общество «Эрудит», наряду с другими, направлено на изучение проблемы сохранения и развития здоровья учащихся.

Эффективность воспитательной системы определяется по следующим параметрам:

  • удовлетворённость субъектов образовательного процесса, организация УВП – 79-80%;
  • сформированность позитивного психологического климата – 78%;
  • сформированность позитивных межличностных отношений в классном коллективе – 76%;
  • включённость учащихся в самоуправленческую деятельность – 66-67%;
  • уровень мотивационной деятельности – 70-72%;
  • уровень личностного роста на всех ступенях обучения – позитивный.

Уровень сформированности ценностного, субъективного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни оценивается по результатам эгопсихологической диагностики «Индекс отношения к здоровью» (С.Д.Дерябо, В.Л.Ясвич, В.И.Панов).

Данная диагностика позволяет оценить процесс формирования у школьников отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Наиболее проблемным в нынешнее время остаётся завершение технологического цикла в моделировании оздоровительной образовательной среды от идеи, содержания, средств реализации до конечного результата (личность с достаточным уровнем общей культуры и культуры здоровья). Имеющимся разработкам необходима систематизация, экспертиза и экспериментальная апробация.

Исследование состояния здоровья младших школьников

Проводилось исследование, в результате которого, проводился анализ медицинских карт, диагностика состояния здоровья младших школьников за 2004-2008 гг. которые показали, что у всех учащихся (100%) присутствуют нервные заболевания, у многих (76%) заболевания опорно-двигательного аппарата, у некоторых (12%) – нарушение зрения. Но характер заболевания за исследуемый период изменился в лучшую сторону. На основе анкетирования по проблеме самооценки школьниками факторов:

  • Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной - 15%.
  • Я ношу портфель, сумку (часто тяжёлую), а не ранец - 30%.
  • У меня есть привычка сутулиться - 19%.
  • Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь - 10%.
  • Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой(физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание) - 12%.
  • Я занимаюсь тяжёлой атлетикой (поднятием тяжестей) - 5%.
  • Я питаюсь нерегулярно, кое-как - 7%.
  • Я нередко читаю при плохом освещении лёжа - 2%.
  • Я беспечно, беззаботно отношусь к своему здоровью - 0%.
  • Бывает я курю - 0%.

Проведя данное анкетирование можно сказать, что все школьники осведомлены о состоянии своего здоровья. Но только 5% из 84 опрошенных учащихся занимается физическими упражнениями, это говорит прежде всего о том, что малое количество учащихся следит за своим здоровьем. В результате анкетирования выяснилось что из 84 опрошенных 15% часто сидят сгорбившись или лежат с искривленной спиной, 30% носят портфель, сумку (часто тяжёлую), а не ранец, у 19% есть привычка сутулится. Данные факторы говорят о последующем ухудшении здоровья школьников, что может привести к серьёзным заболеваниям. При подведении итогов данного анкетирования рекомендацией будет являться: проведение беседы со школьниками о неблагоприятных факторах, которые влияют на их здоровье.