Личная гигиена и ее значение

Дата создания: 2013/11/21

Режим дня

Режим дня создаёт оптимальные условия для деятельности и восстановления организма. В основе его лежит правильное чередование труда и отдыха. Неуклонное соблюдение режима дня помогает воспитывать организованность, силу воли, приучает к дисциплине. Рекомендовать единый суточный режим невозможно, однако основные положения его должны соблюдаться при любых обстоятельствах.

 

В суточный режим должно входить, прежде всего: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время; правильное чередование учебной деятельности, тренировочных занятий и отдыха; регулярное питание; достаточный по времени полноценный сон.

Основные правила организации суточного режима:

  • подъем в одно и то же время;
  • выполнение утренней гигиенической гимнастики и закаливающих процедур;
  • прием пищи в одно и то же время, не менее трех раз в день (лучше 4—5 раз в день);
  • приём пищи за 2 часа до тренировки и сна;
  • самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и то же время;
  • не реже трех — пяти раз в неделю по 1,5—2 ч занятия физическими упражнениями или спортом с оптимальной физической нагрузкой;
  • выполнение в паузах учебной деятельности (3—5 мин) физических упражнений;
  • ежедневное пребывание на свежем воздухе с выполнением ходьбы и других физических упражнений (1,5—2 ч);
  • полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и то же время.

Рассмотрим подробно наиболее важные моменты: сон, гимнастика и физические упражнения, питание, занятия по учебным дисциплинам.

Сон. Особое внимание в суточном режиме следует уделять сну. Сон — основной и ничем не заменимый вид отдыха. Он способствует сохранению здоровья и высокой умственной и физической работоспособности. Систематическое недосыпание и бессонница вызывают истощение нервной системы, снижение работоспособности (особенно умственной), ослабление защитных сил организма. Однако и излишний сон нежелателен. Продолжительность сна зависит от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей человека. Для взрослых людей продолжительность сна 8—9 ч. В период напряженной учебной деятельности (экзамены, зачеты), тренировок и соревнований продолжительность сна следует увеличивать. Сон должен быть непрерывным и протекать в определенные часы. Наилучшее время для сна с 22—23 до 6—7 часов. Тишина и покой — непременные условия здорового сна.

Гимнастика и физические упражнения. Утро ребенка должно начинаться с гигиенической гимнастики, комплекс упражнений следует подобрать с учетом его здоровья и функциональных особенностей. До занятий в школе проводится вводная гимнастика, цель которой — подготовить организм к усидчивости, повысить уровень функционирования всех систем, сократить период вхождения в ритм занятий в школе. Ее длительность 7—10 мин, включает она 5-7 упражнений. С первых же занятий надо приучиться правильно и глубоко дышать через нос, не задерживать дыхания во время выполнения упражнений. Во время зарядки необходимо наблюдать за правильной осанкой школьника (поднятая голова, развернутые плечи, подобранный живот). Все упражнения выполняются четко, без торопливости и чрезмерного напряжения мышц. Начинать утреннюю гимнастику следует с энергичной ходьбы по комнате или на месте в течение 30—40 секунд. Ходьба как бы «разогревает» организм, настраивает его. Гимнастику надо делать в хорошо проветренном помещении, легко одетым. Такую гимнастику целесообразно проводить и перед выполнением домашних заданий.

Питание. Основное требование гигиены питания – прием пищи в строго определённое время. Благодаря этому пища лучше усваивается, меньше вероятность развития желудочно-кишечных заболеваний. В промежутках между основными приёмами пищи, детям и подросткам, следует разрешать есть только фрукты.

Многие физиологические процессы в организме протекают ритмически, волнообразно. При этом наряду с суточными ритмами есть и ритмы большей продолжительности. Применительно к питанию это проявляется периодическим повышением и снижением аппетита, причём без каких-либо видимых причин. Это вполне естественное явление, и ухудшение аппетита учащегося должно настораживать взрослых лишь в случае, если оно сопровождается какими-либо признаками недомогания, снижением его двигательной и умственной активности.

Пища по возможности должна быть свежеприготовленной и обладать приятным вкусом, запахом и внешним видом. Нужно соблюдать правила и условия хранения продуктов.

Необходимо иметь в виду, что внешний вид, а также обстановка, в которой происходит прием пищи, очень важны для хорошего её усвоения. Для того чтобы пища лучше усваивалась, следует начинать с тех блюд, которые оказывают наиболее выраженное сокогонное действие (в обед – бульон, наваристый суп). Во время еды не следует отвлекаться, так как это снижает аппетит и ухудшает усвоение питательных веществ.

Учащимся следует принимать пищу 4 раза в сутки:

  • первый завтрак – дома в 7.45 – 8.00;
  • второй, тоже горячий завтрак – в школе, во время большой перемены;
  • обед – в 13.00 – 14.00, по возвращению из школы;
  • полдник – в 16.30 – 17.00, в перерыве между приготовлением домашних заданий;
  • ужин – не позже, чем за полтора часа до сна.

Учащиеся школ и групп продлённого дня должны получать в школе, помимо второго завтрака, и обед; в сумме это должно составить около половины суточного рациона.

Занятия по учебным дисциплинам. Важно правильно распределять время для выполнения уроков, чередовать виды занятий по разным предметам, делать перерывы между ними по 10-15 мин. Это время используется для физкультминуток, гимнастики для глаз (чтобы изменить позу, углубить дыхание, улучшить мозговое кровообращение, дать отдых глазам). Для младших школьников хороши подвижные игры, эстафеты.

Уход за телом и полостью рта

Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. Основные слагаемые гигиены тела:

  • уход за кожей,
  • уход за волосами,
  • систематический уход за полостью рта и зубами.

Кожа. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям.

Кожа представляет собой сложный и важный орган человеческого тела, выполняющий многие функции: защиту внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляцию и др. Все эти функции выполняются в полном объеме только здоровой, крепкой, чистой кожей. Загрязненность кожи, кожные заболевания ослабляют ее деятельность, что отрицательно отражается на состоянии здоровья человека.

Основа ухода за кожей — регулярное мытье тела горячей водой с мылом и мочалкой. Оно проводится не реже одного раза в 4—5 дней в душе, ванне или бане. Менять нательное белье после этого обязательно. Уход за кожей рук требует особого внимания, так как на нее могут попасть патогенные микробы и яйца гельминтов, которые затем будут перенесены на продукты питания и посуду. Особенно много микробов (около 95%), находящихся на коже кистей, скапливается под ногтями. После туалета, выполнения различных работ и перед едой необходимо мыть руки с мылом. Систематического ухода требуют и ноги. Занятия босиком, потливость способствуют появлению потертостей, местных воспалительных процессов и мозолей. Вот почему нужно ежедневно мыть ноги с мылом, чаще менять носки. Сухие мозоли следует своевременно удалять с помощью пемзы, мозольного пластыря или мозольной жидкости.

В коже находится большое количество нервных окончаний, и поэтому она обеспечивает постоянную информацию организма о всех действующих на тело раздражителях. Подсчитано, что на 1,см2 поверхности тела приходится около 100 болевых, 12—15 холодовых, 1—2 тепловых и около 25 точек, воспринимающих атмосферное давление!

Тщательный и правильный уход за кожей предотвращает кожные заболевания и сохраняет здоровую красивую кожу. Но дело не только в этом.

Гигиеническое состояние кожи влияет на состояние всего организма. Заболевания ее могут отразиться на внутренних органах. Уход за волосами. В основном вопрос этот касается девочек, особенно имеющих косы. Необходимо постоянно следить за опрятностью головы, научиться их расчесывать и заплетать волосы, мыть голову не реже одного раза в неделю, следить за тем, чтобы не заразиться грибковыми заболеваниями от домашних собак или кошек, что может привести к выпадению волос, к ломкости их, облысению.

Уход за волосами предусматривает своевременную стрижку и мытье. Недопустимо использовать для мытья волос хозяйственное мыло либо синтетические моющие средства, предназначенные для стирки белья. Рекомендуется пользоваться туалетным мылом или шампунем. При появлении перхоти жирные волосы 1—2 раза в месяц можно мыть лечебными шампунями.

Систематический уход за полостью рта и зубами — одно из обязательных гигиенических требований. Через полость рта и из-за испорченных зубов проникают в организм болезнетворные микроорганизмы. Гнилые зубы служат источником тяжелых заболеваний, таких, как ангина, ревматизм. Если некоторое время не чистить зубы, они покрываются налетом, на них откладывается зубной камень. Эти отложения образуются из остатков пищи, из минеральных солей и огромного количества микробов, находящихся в полости рта. Остатки пищи, оседая в щелях между зубами, гниют и служат прекрасной средой для размножения болезнетворных микробов.

Во время еды желательно избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд. При появлении зубной боли необходимо немедленно обращаться к специалисту. Два раза в год следует посещать зубного врача для профилактического осмотра.

Утром, перед сном и после каждого приема пищи необходимо в течение 2—3 мин тщательно чистить зубы пастой как с наружной, так и с внутренней стороны. Зубную щетку нужно направлять от десен к зубам, а не наоборот и только вертикально.

Каждый член семьи, в том числе и каждый ребенок, должен иметь свою отдельную, соответствующую его возрасту зубную щетку, отдельный стакан, в котором она хранится. После каждого употребления щетку следует тщательно вымыть теплой водой с мылом. Для удаления остатков пищи надо прополаскивать рот после еды.

Гигиена одежды и обуви

Одежда предохраняет организм от неблагоприятных воздействий внешней среды, механических повреждений и загрязнений. С гигиенической точки зрения она должна помогать приспосабливаться к различным условиям внешней среды, способствовать созданию необходимого микроклимата, быть легкой и удобной. Важное значение имеют теплозащитные свойства одежды, а также ее воздухопроницаемость, гигроскопичность и другие качества.

Спортивная одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий и правилами соревнований различных видов спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Как правило, спортивная одежда изготавливается из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению. При занятиях на улице летом форма может состоять из майки, шортов, а также хлопчатобумажного или шерстяного трикотажного костюма. Во время занятий зимой на улице используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обычно это хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка. Различные виды спортивной одежды из синтетических тканей рекомендуется применять лишь для защиты от ветра, дождя, снега и т. п. Негигиенично пользоваться спортивной одеждой в повседневной жизни.

Необходимо быть опрятным в одежде и обуви, уметь пользоваться одежной и обувной щетками и ежедневно чистить свою одежду и обувь. Так, придя с улицы, одежду надо снять, очистить от пыли при помощи платяной щетки и проветрить. Далее переодеться в специальную чистую одежду для дома. Верхнюю одежду необходимо хранить изолированно в специальном месте (вешалка, шкаф и т.д.).

Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Необходимо, чтобы ее теплозащитные и водоупорные свойства соответствовали погодным условиям. Лучше всего этим требованиям отвечает обувь из натуральной кожи, имеющая малую теплопроводность, хорошую эластичность и прочность, а также обладающая способностью сохранять форму после намокания. Применяемые в настоящее время различные кожезаменители по своим гигиеническим качествам приближаются к ней, но неравнозначны. Резиновая обувь и обувь на резиновой подошве обладает одним существенным недостатком: не пропуская воздуха, она вызывает потливость. Важна так называемая «внутренняя обувь» — носки, гольфы. Надо, чтобы они хорошо пропускали воздух, впитывали пот. Носки всегда должны быть чистыми, эластичными и мягкими. В теплое время года следует носить обувь, обеспечивающую хороший воздухообмен: туфли, имеющие прорези и отверстия или верх из матерчатой ткани. Зимой рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Ее размер должен быть чуть больше обычного, что дает возможность использовать теплую стельку, а при необходимости две пары носков.

Гигиена жилища

Воздух жилого помещения легко подвергается загрязнению, при котором увеличивается содержание в нем микробов. Проветривание позволяет снизить загрязненность воздуха в 3 - 5 раз. Оно должно производиться зимой не менее 3-х раз в день (утром, во время уборки и перед сном) продолжительностью не менее 30 минут. Наиболее эффективно сквозное проветривание. Наиболее благоприятная температура в жилых помещениях 18 - 20 и относительная влажность 30 - 60%. Во избежание сырости следует избегать сушки белья в жилых помещениях. Уборка должна проводиться влажным способом (влажной тряпкой, щеткой) или с помощью пылесоса. Сухое подметание приводит к подъему в воздух большого количества пыли и микробов.

Необходимо всегда вытирать ноги при входе в помещение, и дома переодевать сменную обувь; проветривать свою комнату в течение дня и перед сном, а в школе на перемене проветривать класс; систематически вытирать пыль и убирать свою комнату; содержать в порядке свое рабочее место, книги, тетради, игрушки; аккуратно и быстро стелить постель и ежедневно ее проветривать.

У ребенка должна быть отдельная постель, чистая и не слишком мягкая. Длина кровати должна быть на 15 - 25 см больше длины тела ребенка. Спать он должен в ночной рубашке или пижаме из мягкой хлопчатобумажной ткани и его не надо слишком укутывать. Одежда в процессе носки и постельное белье подвергаются загрязнению пылью и микроорганизмами. Накопление загрязнений в белье за 6 дней носки достигает 4 - 5% его веса; за 120 дней носки - 11%, в верхней одежде накапливается грязи до 15%.

Желательно организовать ребенку удобный школьный уголок. Стол для занятий ставят так, чтобы свет падал слева. Свет от настольной лампы (60 Вт) не должен бить в глаза и ослеплять ребенка. Неправильное освещение и неправильная высота стола и стула могут привести к нарушению зрения и осанки. Чтобы при письме уменьшалась нагрузка на позвоночник, сидеть надо прямо, опираясь на спинку стула, не наваливаться грудью на стол; ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах согнуты под прямым углом; необходима равномерная нагрузка на обе половины таза; голову следует держать вперед, расстояние от глаз до стола — 25 см.

О сохранении и укреплении здоровья детей наряду с семьей заботится и школа. В начальных классах школы прежде всего, закрепляют знания и навыки, приобретенные в дошкольном возрасте. Кроме того, детей знакомят с тем, какое значение имеют утренняя гимнастика и закаливающие процедуры для укрепления здоровья и хорошей работоспособности.

Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления полезных навыков, т.е. перехода их в стойкие привычки.