Социально-экологические показатели влияния автотранспортных средств на организм человека

Дата создания: 2015/02/10

Современные транспортные средства наносят очень большой вред биосфере, то есть Природе, среди них самый опасный – автомобильный транспорт.

Основными источниками загрязнения атмосферы являются транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

Основные компоненты, выбрасываемые в атмосферу при сжигании различных видов топлива в двигателях всех видов, - нетоксичные диоксид углерода (СО2) и водяной пар (Н2О). Однако кроме них в атмосферу выбрасываются и вредные вещества, такие как оксид углерода, оксид серы, оксид азота, соединения свинца, сажа, углеводороды, в том числе канцерогенный бензапирен (С20Н12), несгоревшие частицы топлива и т.п., в общей сложности около 200 компонентов.

В зависимости от развития научно-технического прогресса непрерывно растёт и количество автомашин, а вместе с этим растёт валовой выброс вредных продуктов в атмосферу, который очень сильно влияет на здоровье человека. С одной стороны действуют заболевания, вызванные экологическими загрязнителями и с другой стороны – дорожно-транспортные происшествия, которые тоже возросли с ростом числа автомашин.

Автотранспорт – один из основных источников загрязнения атмосферы. Только в нашей стране, в атмосферу, автотранспорт выделяет вредные продукты примерно 100 млн. тонн. Как мы уже сказали, в составе выхлопных газов автотранспортных средств имеются ~ 200 компонентов, и каждый из них оказывает своё влияние на организм человека. Укажем действия некоторых из них:

  • Оксид углерода (CO), при попадании в кровь, действует на эритроциты, в результате чего они теряют свою функцию – транспорт кислорода. Организм человека испытывает кислородный голод, а это в свою очередь негативно влияет на центральную нервную систему.
  • Оксиды азота (NOx), при дыхании, в дыхательных путях соединяются с водой ( H2O) и образуют азотистую кислоту ( HNO3). В результате развиваются тяжелые заболевания органов дыхания: бронхит, бронхиальная астма. По данным исследований ученых, оксиды азота (NOx) в 10 раз опаснее оксидов углерода (CO) по своему влиянию на организм человека.
  • Бензапирен (С20Н12) – выделяет канцерогенное вещество, а в результате воздействия этого вещества на организм человека, развиваются опухолевые заболевания, в особенности рак легких.
  • Свинец (Pb) присутствует в составе выхлопных газов выделяемых автотранспортными средствами. Если обратим внимание на статистические данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): человек каждый день вдыхает 45 мкг свинца, из которых 16 мкг оседают в организме. В результате свинец всасывается в кровь, из которых 90% концентрируется в костном мозге, а 10% собирается в печени и почках. Норма свинца в крови человека 15-40 мкг/100 мл. По результатам исследований американских ученых 7% детей в мире имеют патологию ЦНС, которая связана с солями свинца, потому что у них в крови объем свинца был 80 мкг/100 мл. Самое малое количество свинца в организме современного человека ~ 0,2мкг/100мл а это в 100 раз превышает показатель первобытных людей. Стоит добавить, что соли свинца, снижают активность ферментов в организме, в результате чего обмен веществ человека нарушается.
  • Кадмий (Cd) также воспринимается организмом человека, но он быстро выводится из него и оседает в очень малом количестве ~ 2 мкг/1 сутки. Даже такая малая доза кадмия вызывает очень тяжелые заболевания нервной системы и костной ткани.
  • Альдегиды (R-CHO) вызывают раздражения глаз, боли в горле, парализуют функцию ресничек в носовой полости, (реснички задерживают различные микробы, инфекционные частицы и обеззараживают их), в результате – снижается защитная функция организма.
  • Пероксиацетилнитраты оказывают раздражающее влияние на глаза. Но до ощущения этого вещества глазами, они уже действуют на легкие и органы кровеносной системы. Значит, когда еще мы даже не подозреваем об этом, они заражают организм.
  • Углеводороды (CnHm) вызывают заболевания органов дыхания, крови, особенно эндокринные заболевания (сахарный диабет).

Как видим на ведущих местах заболевания органов дыхания, несчастные случаи и отравления, неточно обозначенные – то есть комплекс различных заболеваний, вследствии воздействия атмосферных загрязнений, вызванные автотранспортными средствами. Выше упомянутые заболевания из года в год изменяются в нарастающем направлении.

Взглянем на динамику заболеваний в родном селе Большой Кукмор Кукморского района Респуплики Татарстан РФ (таблица 2.1.а. и график 2.1.б.), самые высокие показатели имеют заболевания сердечно-сосудистой системы и эндокринной системы, за ними опухолевые заболевания, заболевания органов дыхания. Почти все показатели имеют тенденцию увеличения.

Подводя итог, мы пришли к такому выводу: на основе наших наблюдений и исследований - проблема экологического загрязнения остро стоит перед нами, она не бесследна, и в будущем её последствия рассматриваются угрожающими для жизни всего человечества.

Шум и его влияние.

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей – инфразвуком. Шум – громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.

Шумы бывают природные и антропогенные. Природные: тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются транспортными, промышленными и другими шумами, которые называются антропогенными.

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.

Он приводит к расстройству деятельности сердца, желудка, печени, преобладанию энергетического обмена над пластическим, к перенапряжению и истощению нервных клеток. В результате нарушается жизнедеятельность организма и в конечном итоге наблюдается преждевременное, или раннее старение организма.

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 дБ. Звук в 130 дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 дБ становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.

Динамика роста автотранспортных средств и дорожно-транспортные происшествия.

Как мы уже знаем, по законам биологии любое вещество подвергается эволюции, то есть развивается. То же самое происходит и с автотранспортом – выходит с конвейера, служит людям, в конце – на металлолом; некоторые становятся не эффективными и сходят с конвейеров, но вместо них создаются новые модели.

В наши дни многие люди, по разным причинам, пользуются старыми автотранспортными средствами, а они расходуют больше топлива, чем современные, и в результате выделяемые выбросы различных газов, тоже становятся больше, что обязательно отразится на экологии и здоровье людей, это, во-первых. А во-вторых, устаревший автомобиль в любой момент может потерять свои функции и становится неуправляемым, и это уже чревато опасными последствиями для жизни человека – Д.Т.П.

Вывод: С увеличением количества автотранспортных средств (имея ввиду весь автопарк), увеличивается и загрязнение природы, и особенно Д.Т.П., которые уносят человеческие жизни, или наносят травмы разной тяжести.

Для очевидности обратим внимание на таблицу 1.2. Численность автотранспортных средств по Кукморскому району РТ РФ; на график 4.1.а. Д.Т.П. по Кукморскому району; в том числе на территории села Большой Кукмор Кукморского района РТ 4.1.б (Все данные получены из пресс-службы Кукморского РОВД РТ). Таблица и графики показывают динамику нарастания по всем показателям. И по данным Кукморской центральной районной больницы несчастные случаи (в том числе Д.Т.П.) по району на втором месте.

Установлено, что ранение и гибель детей в Д.Т.П. происходит днём – когда дети идут в школу или возвращаются из школы, и по графику 4.1.в ( Динамика движения автотранспортных средств по автодороге Казань – г.Вятские Поляны, который проходит через село Большой Кукмор), мы видим самое интенсивное движение транспортных средств с 7.30 – по 19.00 часов. И если учесть, что в селе не имеются тротуары, то показатели становятся ещё очевиднее.