Здоровье и физупражнения

Дата создания: 2013/11/27

Автор: Велепина Яна

Что более ценным является для человека - богатство или слава, один из древних философов ответил, что ни богатство, ни слава не делает человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля. Самое драгоценное, что есть у человека – это здоровье. С этим трудно не согласиться. Но в последнее время состояние здоровья у детей вызывает большую тревогу. А ведь хорошее самочувствие у ребёнка – важное условие успешного усвоения им школьной программы. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируется в результате целенаправленного воздействия со стороны семьи и школы.

Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками, которые имеют сегодня в школе младшие школьники, может помочь справиться только постоянная физическая работа тела.

Родители должны помнить о том, что возраст 7–10 лет нуждается в постоянной поддержке функциональной активности. У детей в младшем школьном возрасте легче формируется способность к длительной целенаправленной деятельности как умственной, так и к физической. По мнению физиологов, в эти годы полезно развивать выносливость детей, особенно к циклическим нагрузкам, требующим длительного выполнения.

Родители должны помнить, что физические нагрузки нужны детям еще и потому, что в этом возрасте регулирующие системы детского организма весьма незрелые. В первую очередь это эндокринная и нервная системы. Любое серьезное напряжение детского организма может вызвать активную перестройку работы всех органов и систем. Цена адаптации к новым условиям колоссальна. Между уровнем защитных свойств организма и успеваемостью ученика существует прямая зависимость.

Чем лучше здоровье, тем лучше уровень усвоения знаний. Факторы, влияющие на здоровье:

  • соблюдение режима дня;
  • рациональное питание;
  • положительные эмоции;
  • полноценный сон;
  • физическая активность;
  • привычки;
  • закаливание и др.

Режим дня.

Это сочетание вызывает у многих школьников раздражение. Ведь соблюдение режима требует напряжения воли. Школьникам кажется, что легче жить, не соблюдая его. Но это неверно. Как раз беспорядочный образ жизни истощает силы человека, мешает добиваться поставленных целей. А режим на первых порах требует большого напряжения, зато потом облегчает учение, труд, гарантирует здоровье.

Не случайно говорят: утро определяет день. Утренняя зарядка, умывание, душ помогают приобрести бодрость, рабочий настрой. Обязателен и утренний завтрак. К сожалению, многие школьники ограничиваются лишь стаканом чая, а часто не успевают выпить и его. В результате во время уроков возникает головная боль, слабость, рассеивается внимание. Они не усваивают новый материал.

Рациональное питание.

Правильное, рациональное питание – это прежде всего регулярное питание. Ученые установили, что среди тучных учеников в 5 раз больше питающихся 1-2 раза в день, а не 3-4, как положено; в 1,5 раза больше нерегулярно питающихся, чем среди школьников с нормальным весом.

Питаться регулярно – это значит, есть не менее 3-4 раз в день, в точно установленное время, а ужинать не позднее 19 часов. Перед сном можно выпить стакан кефира, простокваши, съесть яблоко.

В питании нужно соблюдать осторожность, умеренность и разнообразие. На уроках в начальной школе дети говорят о здоровой и вредной пище, знают основные компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины.

Положительные эмоции.

Нужно научиться радоваться вокруг всему – солнцу, хорошей погоде, новой прочитанной книге, встрече с друзьями, празднику. Очень важно воспитывать в себе оптимизм, волю, научиться управлять своими эмоциями. Человек может стать по настоящему здоровым, если научится подавлять в себе раздражение, не допускать нервных срывов, не позволять эмоциям управлять собой. Специалисты считают, что современные учебные нагрузки значительно снизили двигательную активность школьника. Поэтому просто необходимы:

  • зарядка,
  • прогулки на свежем воздухе,
  • бег,
  • занятие спортом,
  • езда на велосипеде,
  • командные виды спорта (волейбол, футбол и др.),
  • туризм.

Профилактика заболеваний и вредных привычек

Школьный возраст - период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время и к наркотикам. Алкоголизм вызывается злоупотреблением напитками, содержащими этиловый спирт. Обычно спирт действует в довольно больших дозах, исчисляемых десятками граммов. Алкоголь, прежде всего нервный яд, но он действует и на другие системы органов. Наркоманами называют больных, проявляющих непреодолимое влечение к наркотикам; последние вызывают в малых дозах эйфорию, в повышенных - оглушение и сон. Наркомания сопровождается поражением внутренних органов, нервными и психическими расстройствами вплоть до полной деградации личности.

Ни для кого не секрет, что алкоголизм, токсикомания и наркомания губят не только здоровье отдельных людей, но и нарушают нормальный ритм жизни общества. Прогулы, несчастные случаи, многочисленные аварии, преступления, допускаемые людьми, употреб-ляющими наркогенные вещества, затрудняют нормальный рабочий ритм многих производств, транспорта, создают опасность для имущества граждан, разрушают семьи, уродуют детей, наконец, ставят под удар здоровье и жизнь граждан, с которыми сталкиваются эти люди.

Давно подмечено, что закаленные люди лучше переносят перепады температуры, поэтому в период межсезонья реже болеют простудными заболеваниями.

Существуют следующие виды закаливания:

  • закаливание солнцем,
  • закаливание воздухом,
  • закаливание водой,
  • обтирание,
  • полоскание горла,
  • баня.

Оздоровительные мероприятия в учебном процессе

В старину говорили: "Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами". Это значит, что стать здоровым можно постепенно, а вот потерять здоровье можно сразу. Основными причинами роста заболеваемости принято считать ухудшение материального положения семей, недостатки в системе здравоохранения и несбалансированность пи-тания.

Наряду с семьёй и системой здравоохранения не малая ответственность за здоровье детей несут органы образования. Высокий уровень патологии у школьников указывает на приобретённость проблемы здоровья подрастающего поколения. Решить данную проблему одной медицине не под силу, поэтому значительную часть работы взяли на себя образовательные учреждения.

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Учёные считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37 %, а качество её – на 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.

Для соблюдения валеологических принципов и требований СанПиНа в школе , соблюдается тепловой режим, горячее питание. Урок длится 35 минут у 1-го класса, по 45 минут 2,3,4 классы. В начальных классах учителя проводят физкультурные минутки на уроках. Физкультурные минутки - кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель проведения – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Физкультурные минутки делятся на следующие виды:

  • Оздоровительные:
    • Общеразвивающие упражнения;
    • Подвижные игры (уроки иностранного языка, факультативы);
    • Танцевальные;
    • Гимнастика для глаз;
    • Двигательно-речевые.
  • Познавательные:
    • Дидактические игры с движениями;
    • Двигательные действия и задания
    • Развивающие игры.
  • Творческие:
    • Гимнастика для ума (с использованием физкультурного мяча, кегли и др.);
    • Оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям);
    • Сюжетно – ролевые игры;
    • Использование карточек;
    • Пантомимическая гимнастика.

Для первоклассников проводят динамическую перемену – организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Длительность динамической перемены – 30 минут, она включает следующее:

  • подготовка организма к длительной деятельности. Построение, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения в игровой форме. Длительность – 6 – 8 минут.
  • подвижные игры, спортивные игры и упражнения, самостоятельная игровая деятельность. Длительность – 22 – 25 минут.
  • построение, спокойная ходьба, упражнения на внимание, подведение итогов. Длительность – 4 – 6 минут.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в сою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень труд-но сделать жизнь интересной и счастливой. Для соблюдения валеологических принципов и требований СанПиНа в школе соблюдается тепловой режим, учителя активно используют на уроках здоровьесберегающие технологии. Ученики 1-го класса обучаются в первую смену. Урок длится 35 минут у 1-го класса, по 45 минут у 2,3,4 классов. У первоклассников проводят динамический час

Часто приходится слышать мнение: если хочешь быть здоров - занимайся физкультурой. С этой точкой зрения невозможно не согласиться, потому что она совершенно справедлива. Никогда не поздно приобщиться к физкультуре. И эффект будет, безусловно, положительным. Здоровье легче сохранять и поддерживать на хорошем уровне, чем укреплять пошатнувшееся. Да и экономически это дешевле и проще.