Здоровье в критических условиях

Дата создания: 2013/11/22

Условия проживания человека на Севере - это своего рода испытание организма на прочность. И всё это довольно обоснованные слова. В высшей степени непростые условия жизни угрожают нашему здоровью, и вот почему.

Средняя годовая температура достигает -10-11 градусов, абсолютный минимум падает до -56 градусов. Зима длится с октября до начала июня. В зимний период зачастую дуют ветры со скоростью 10 м/сек. Снежный покров не превышает 40 см и из-за сильных ветров отличается неравномерностью залегания. Зимы на северы поистине суровое явление.

Весна наступает медленно, в мае морозы достигают -25 градусов. Температура воздуха зачастую поднимается выше 0 градусов лишь в середине или начале июня. Лето очень короткое, сопровождается оно частыми дождями и сильными ветрами. Из-за частых туманов и сплошной низкой облачности летом обычно держится пасмурная погода. По сравнению с другими регионами России воздух в данном регионе достаточно сухой.

Таким образом, экстремальные природно-климатические условия Севера составляют комплекс неблагоприятных факторов для нормального развития организма – низкая температура и сухость воздуха, большие скорости ветра, перепад атмосферного давления, холодное воздействие, колебания геомагнитного поля.

Кроме того, негативное влияние на организм человека оказывают: отрицательный баланс солнечной радиации и неравномерное ее распределение в течение года за счет полярного дня и полярной ночи, необычный световой режим в эти периоды, близкое расположение от поверхности почвы слоя вечной мерзлоты.

В этих условиях сложный комплекс климато-экологических факторов факторов предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой, дыхательной и другим системам нашего организма, формируя новый уровень функционирования основных механизмов гомеостаза.

О том, как влияют климатические факторы на человека, учёные начали изучать в 17 веке. Климат может влиять на человека прямо и косвенно.

В основном, климатические факторы действуют на условия теплообмена организма человека с внешней средой : на кровоснабжение кожных покровов, дыхательную, сердечно сосудистую систему и потовыделительную систему. Ощущения тепла и холода зависят от температуры тела. Организму тепло, когда сосуды расширяются, и кожа становится тёплой. А тёплая кожа , по законам физики, отдаёт больше тепла в окружающую среду. При сильном сужении сосудов количество протекающей в них крови резко уменьшается, кожа охлаждается и мы ощущаем холод.

В холодную погоду отдача тепла регулируется почти исключительно расширением и сужением сосудов кожи.Организм человека может различным образом функционировать в зависимости от сезонов года. Для любого живого организма установились определённые ритмы жизнедеятельности разнообразной частоты. Длительной зимой, при холодной, сырой, ветреной погоде множество детей болеют гриппом и другими простудными заболеваниями. Кроме температуры окружающей среды, ветра и влажности воздуха на состояние здоровья подростков оказывают влияние и такие факторы, как атмосферное давление, концентрация кислорода, степень возмущённости магнитного поля Земли, уровень загрязнения атмосферы и т.д.

Подростки, живущие в условиях Крайнего севера при резком изменении погоды страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертоническая болезнь, пневмония, расстройства нервной системы – эти дети очень чувствительны к изменениям погодных условий. Особенно это наблюдается весной и осенью, при значительных колебаниях атмосферного давления, температуры воздуха и изменениях геомагнитного поля Земли. В результате урбанизации и индустриализации, большая часть жизни подростков Приполярья проходит в закрытых помещениях. Внутри помещений сохраняются комфортные условия микроклимата.

На всём этапе эволюции, человеческий организм взаимодействовал с физическими факторами внешней среды, имеющими электромагнитную природу:

  • воздух возле водоёмов хорошо освежает и взбадривает.
  • после грозы человек ощущает чистый и бодрящий воздух.

Это связано с тем, что в этом воздухе присутствует большое количество отрицательно заряженных ионов. Если дети находятся долгое время в закрытых помещениях, где много электрических приборов, воздух будет насыщен положительными ионами. Такая атмосфера приводит к заторможенности, сонливости, головокружению, головным болям.

Уровень ультрафиолетового излучения различен в разных климатических зонах России. Районы крайнего севера находятся в зоне дефицита ультрафиолетового излучения. УФИ – необходимо для нормальной жизнедеятельности человека. УФИ – способно уничтожить микроорганизмы на коже, предупреждать рахит, способствовать нормальному обмену веществ, повышению стойкости организма. Было установлено , что дети получавшие необходимую дозу ультрафиолета, болеют почти в 10 раз меньше , чем дети с дефицитом УФИ. Особенную чувствительность к «световому голоду» проявляется у детей, у которых повышается вероятность авитоминоза Д.

В течении года УФИ постоянно меняется в зависимости от сезонов года. Организм ребёнка приспосабливается, подстраиваясь под изменяющиеся условия. Если ребёнок здоров, он может это сделать своевременно и не ощутимо для организма. Защитная реакция у больных детей значительно слабее, поэтому климатические условия, особенно резкие перепады, негативно влияют на них. Для снижения риска обострения болезни и возникновения опасных ситуаций необходимо проводить лечебно-профилактические меры при возникающих метеорологических угрозах.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учёбы, отдыха, повседневной жизни. Потеря зрения, особенно в подростковом возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребёнка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в подростковом возрасте зрению должно быть уделено особое внимание. Чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг, приводят к серьёзным нарушениям и заболеваниям.

Климатические условия Приполярья отличаются особой неравномерностью инсоляции (смена полярной ночи полярным днём), сочетающиеся с большой интенсивностью солнечного света. В первую очередь зрительные нарушения возникают из-за неудовлетворительного светового режима. С другой стороны, длительное отсутствие естественного света приводит к необходимости постоянно, в течении дня, а следовательно, во время занятий в школе и дома пользоваться искусственным освещением, с другой – большая яркость света в период белых ночей и полярного дня. Большая неравномерность световых условий в период полярного дня и полярной ночи, переход от условий полной темноты к сумеркам, от естественного освещения к искусственному, связаны с частой переадаптацией глаза.