Здоровый образ жизни как условие

Дата создания: 2014/04/01

Автор: Баваринова Марина

Первые лучи утреннего солнца робко проникают в комнату, освещая золотистым светом. Школьники лениво потягиваются и улыбаются раннему утру, начинающемуся дню, родным маминым глазам…Как довольны и спокойны близкие, если дети здоровы, с желанием идем в школу и с интересом занимаемся. Образование – это дар одного поколения другому. От того, что детям передают взрослые – родители и учителя и как они это делают, во многом зависит физическое и душевное здоровье ребенка.

Русский народ веками создавал культ и дух здоровья, вырабатывал формулу самозащиты и самоподдержания здоровья. В свой ежедневный быт предки ввели формулу постоянного внушения и настроя на здоровье, ведущую к системе здорового образа жизни. Пусковым кодом этой системы является слово «здравствуйте». Встречая каждый день знакомых на улице или в школе, люди говорят: «Здравствуйте!», прощаясь: «Будьте здоровы!». Поздравления с праздником или в день рождения человек начинает с пожелания крепкого здоровья. И это не случайно, так как здоровье – высшая ценность в жизни. К сожалению, можно часто наблюдать, как люди пренебрежительно относятся к своему здоровью, легко его растрачивают. Им кажется, что здоровье безгранично. Но пришло такое время, когда здорового человека уже можно занести в Красную книгу.

Бездумное отношение человека к самому себе часто является следствием незнания особенностей строения человеческого организма. Чтобы сохранять и укреплять свое здоровье, необходимо знать факторы, его формирующие и разрушающие. Это и послужило причиной выполнения настоящей работы. К сожалению, современная молодежь часто не имеет четкого представления о закономерностях, протекающих в собственном организме, о принципах здорового образа жизни. Люди нуждаются в знаниях о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения переутомления, способах поддержания высокого уровня работоспособности, правилах рационального питания, вредных привычках, то есть всех тех знаниях, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением учебных нагрузок и сложной экологической обстановкой.

Что же такое здоровье? Как его улучшить и сохранить? За последние годы в стране особенно обострилось внимание к этой проблеме. Ученые считают, что здоровье на 50 % и более зависит от условий и образа жизни каждого человека, а до 20 %  определяется генетическими факторами. На 20-25 % состояние здоровья зависит от уровня загрязнения окружающей среды, и только на 8-10 %  от состояния здравоохранения в стране. Высокие цифры влияния наследственности на здоровье не должны пугать, так как многие наследственные болезни проявляются только при наличии неблагоприятных условий жизни. А использование средств физической культуры для укрепления здоровья может значительно ослабить или в ряде случаев полностью исключить отрицательное влияние генетических факторов. Значит, состояние здоровья большинства людей определяется, в первую очередь, их образом жизни. Этот тезис автор рассматривает в своей работе, которая имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Высокий уровень общей культуры человека, морально-нравственное и экономическое состояние общества – основа здорового образа жизни. Многочисленные наблюдения ученых говорят о том, что здоровый образ жизни является универсальным, широко доступным, не требующим значительных материальных затрат способом укрепления и поддержки здоровья на высоком уровне и продления активной жизни.

Двигательная активность, как основной принцип здорового образа жизни, является необходимым условием самой жизни. Ход эволюционного развития человека предопределил нормальное функционирование всех его органов и систем в условии активной двигательной деятельности. Если человек ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое значение. Бездеятельность губит и душу, и тело!

Можно обратиться к «живому классику» мировой литературы – И.А. Гончарову. Поражает то, что произведение написано в другое время, о других людях, но содержание его соответствует действительности. Отсутствие жажды творчества, инициативы, желания трудиться в наши дни становится чуть ли не отличительной национальной чертой. Илья Ильич – «коренной народный наш тип», символизирующий лень и бездействие. В Обломове типичный комплекс «лишнего человека» доведен до логического конца, за которым – распад и гибель человека. И произведение Гончарова – это роман-предостережение, это книга о том, что ждет народ, не желающий трудиться.

Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни. Движение  одно из главных условий существования человека.

Условия, в которых жили далекие предки, и условия, в которых живет современный человек, отличаются прежде всего требованиями к объему выполняемых движений. То, что было необходимо древним людям, стало ненужным современному человеку. Технический прогресс сделал свое дело. Различные виды транспорта, механизмы и универсальные приспособления буквально во всех отраслях деятельности освободили человека от необходимости много передвигаться пешком, от тяжелого ручного труда. Люди затрачивают несравненно меньше физических сил, чтобы обеспечить собственное существование. Даже к телевизору человек уже не подходит. Зачем? Ведь есть пульт управления. Но время разрушило привлекательность безделья, доказало, что творческий, разумно организованный труд крайне необходим человеку. И тем, кому после ужина достается диван, газета, телевизор, а теперь еще и компьютер, выпадает участь прожить недолго и погибнуть в расцвете сил на любимом диване.

Вот к чему приводит несоблюдение самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), другие излишествуют в еде с неизбежным развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от учебных и бытовых забот, вечно беспокоятся, нервничают, страдают бессонницей и т.д. А некоторые, поддаваясь болезненным пристрастиям, укорачивают свою жизнь.

Но, наряду с этим, известны многочисленные примеры невероятной работоспособности некоторых людей. Например, произведения Л.Н. Толстого составляют десятки томов, вместе с тем, он служил в Крыму и на Кавказе, учил детей в Яснополянской школе. И все это благодаря четкому распорядку дня. Беспорядок в режиме дня разрушает здоровье.

Эффективным средством укрепления здоровья является закаливание. Так, большое внимание закаливанию уделял великий полководец А.В. Суворов. По воспоминаниям современников, он ежедневно обливался холодной водой, стремясь укрепить слабое с детства здоровье. Закаленность Суворова и его солдат помогли русской армии одерживать блистательные победы над врагом, способствовали успешному переходу через Альпы, несмотря на суровые условия гор.

Важнейшим элементом здорового образа жизни является рациональное питание, при котором человек удовлетворяет необходимые потребности организма в энергии и жизненно важных веществах. От длительных перерывов в еде страдает здоровье школьника – у него возникают различные заболевания. Важно помнить: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Нельзя недоедать, как нельзя и переедать – все хорошо в меру.

Нередко, приходя в магазин, человек предпочитает импортные продукты питания отечественным. Они содержат опасные для здоровья пищевые добавки. Так, в сухом печенье может притаиться стабилизатор дифосфат, вызывающий гиперактивность, что может привести к травматизму. Готовые салаты часто содержат бензойную кислоту, способную приводить к насморку, удушью, отекам, аллергическим реакциям. Усилитель вкуса глутомат широко применяется в суповых пакетах и чипсах. Он приводит к головным болям и способствует развитию болезней Паркинсона и Альцгеймера. Рыбные палочки содержат фосфаты, способствующие развитию у детей агрессивности.

Важное значение в сохранении здоровья имеет личная гигиена – уход за телом, отказ от вредных привычек. Вредные привычки – это широкое понятие, которое предполагает нарушение этических норм поведения, а также разрушение состояния здоровья человека.

Когда у человека есть увлечение полезным для здоровья делом, с ним все нормально. Но как только одно из желаний начинает доминировать, то быстро и незаметно оно превращается в патологическое пристрастие. Средства массовой информации тиражируют вредные привычки, насилие, мало внимания обращают на формирование гармонично развитого физически и духовно человека. Главное в этих условиях – не растеряться среди обманчивых соблазнов, модных влияний и выбрать верный путь. И в этом нам помогают наши наставники и учителя.

На современном этапе развития цивилизации на учащихся обрушивается огромный поток информации. Как успеть понять, обработать и применить такое количество информации? Не каждый взрослый может с этим справиться. Чтобы помочь современному школьнику, педагогу необходимо самому учитывать требования времени. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений. Именно эти проблемы, приемы и методы современных образовательных здоровьесберегающих технологий обсуждались и апробировались на уроках и внеурочных мероприятиях, проводимых в рамках научно-практической конференции.

Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и саморазвития молодого человека. Только в условиях здоровьесбережения формируется гармонично развитая личность. Во внеурочное время с целью укрепления здоровья школьников учителя нашей школы проводят дни здоровья, физкультурные праздники, уроки здоровья, а многие ученики посещают спортивные секции.

Иметь хорошее здоровье невозможно без сознательных, целенаправленных, систематических личных усилий самого человека. Высокая духовная цель, составляющая смысл и ценность жизни, нравственное поведение, адекватная состоянию организма физическая и психическая нагрузка – это и многое другое являются необходимыми условиями здоровья. Здоровье – это всегда Гармония и Красота.

Завет предков, пронесенный через века, нужно понимать однозначно – быть здоровым физически и психически и жить полноценной жизнью счастливого человека. Живи и наслаждайся всем, что дарит тебе природа (прохладой дождя, голубизной неба, зеленью трав и деревьев, безбрежными просторами степей и морей, ароматом цветов, очарованием гор, ласковыми лучами солнца) и береги свое здоровье.

Печально, что в нынешнее время идет процесс разрушения культуры предков. Она теснится, дискредитируется западом. Людям насаждается «свободная любовь», напряженный ритм жизни, мода на вещи, что приводит к болезням и потеря нравственности. Кому - то выгодно разрушение национальных устоев, извращение духовной сути русского человека. Иногда можно услышать: «В здоровом теле – здоровый дух, но сейчас становится совершенно ясно, что без здорового духа не может быть и здорового тела.

В современном хаосе мыслей и чувств может выжить лишь тот народ, в котором прочная духовная основа жизни предков, у которого силен дух Жизни, Правды, Справедливости и Добра – извечных критериев бытия русского народа. И сохранить национальную культуру помогут усиление пропаганды здорового образа жизни и формирование культуры, здоровья подрастающего поколения.

Итак, проблема охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи многогранна и сложна. Формирование культуры здоровья школьников является одной из самых перспективных форм оздоровления населения нашей страны. Каждый молодой человек должен осознавать, что быть здоровым – его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни, поэтому забота о здоровье – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и каждого ученика.

Здоровьесбережение сегодня – это не просто модный лозунг, это направление работы, которое необходимо развивать во имя будущего России, во имя жизни на Земле.